Руководитель программы Ольга Кондратова
Целью курса является ознакомление с основами метода работы с мифом, легендой, преданием, сказкой в аналитической психологии, формирование юнгианского мировоззрения, развитие символического мышления.
В процессе обучения:
- вы получите представление о теоретических основах аналитической психологии;
- познакомитесь с основными принципами аналитической психологии;
- ознакомитесь со структурой психики по Юнгу, основными архетипами;
- ознакомитесь с теоретическими основами метода работы со сказкой;
- получите практический опыт групповой работы с проживанием мифов, преданий, легенд, волшебных сказок;
- в непосредственном проживании сказки получите возможность прикоснуться к собственным неосознаваемым конструктам;
- освоите методы работы со сказкой, как в индивидуальном, так и в групповом формате;
Курс предназначен для:
- психологов, психотерапевтов любых школ и направлений;
- студентов психологических вузов;
- для всех, кто хочет заглянуть в самого себя, познакомится с фигурами собственного бессознательного, найти потерянные когда-то ресурсы.
Программа:
- 10 циклов по два выходных дня в месяц — суббота и воскресенье, с 10.00 до 18.00 (будет проходить в ИГиСПе)
Структура курса предполагает теоретическую и практическую части по каждому разделу программы. Все занятия проводятся в форме групповых встреч. Теоретический материал осваивается в виде интерактивной лекции-беседы, подкрепляется примерами из практики, ситуациями из повседневной жизни, литературными примерами. Практическая часть предполагает полноценную групповую работу с мифом, преданием, легендой и волшебной сказкой с приобретением клиентского опыта, и опыта психолога, работающего со сказкой в юнгианском ключе.
Основные разделы программы:
- Сказка и миф. Этапы психотерапии.
Кельтская легенда «Котел перерождения» - Теория интерпретации. Символ и симптом.
«Великий отец» и мифические Предки.
Космогонические мифы
III. Архетипы и комплексы
История Лю Е
- Структура психики. Персона. Проводник на поверхность.
Ослиная шкура - Тень. Символы проявления. Проекция.
Сестрица Аленушка («козел отпущения») - Зависть к себе. Тема двойников, близнецов
VII. Анима. Анимус. Проводник в глубину.
Марина-русалка / Синяя Борода
VIII. Самость. Дитя / Старик без глаза.
Мотив искупления
IX . Возвращение. Налаживание связей.
Миф Одиссея
- Завершение. Ритуал перехода. Возвращение в реальное время.
В конце курса участники напишут эссе о приобретенном опыте во время прохождения всего курса или опыте проживания одной сказки.
Основная литература к курсу:
- Мария-Луиза фон Франц «Волшебная сказка»
- Мирча Элиаде «Ностальгия по истокам» ИОИ, Москва, 2006
- Яков Голосовкер «Логика античного мифа»
- Роберт Грейвс «Мифы Древней Греции», «Прогресс», Москва, 1992
- Мирча Элиаде «Аспекты мифа»
- Джозеф Кэмбелл «Тысячеликий герой»
- Роберт Грейвс «Белая Богиня»
Интервью с Ольгой Кондратовой о программе «Юнгианская сказкотерапия»
Отзывы на курс «Юнгианская сказкотерапия»
На этот курс я попала совершенно неожиданно для себя. Уже будучи сильно загруженной своими рабочими и учебными делами, я совершенно случайно увидела объявление о наборе в группу по Юнгианской Сказкотерапии. И несмотря на то, что в мое личное расписание было уже очень сложно что-то добавить, я для себя решила, что непременно пойду. Можно сказать, сработало интуитивное знание. И сразу же как по волшебству все сложилось так, что этот курс замечательно вписался в мой график и в мою жизнь, прям идеально вошел в структуру как недостающий элемент паззла. Наверно, когда входишь в пространство аналитической психологии, то синхрония начинает работать ударными темпами, в чем я потом не раз убеждалась на протяжении всего курса.
Надо сказать, что внутренне обустраивалась я довольно долго и непросто входила в сказочное пространство. Было непривычно, поскольку форма и содержание занятий сильно отличались от моего предыдущего опыта. Но потом, примерно через месяца полтора, я наконец полностью погрузилась в атмосферу группы. И тут, как говорится, начались чудеса. Удивительное пространство сказок оказалось настолько ресурсным, что, как я оцениваю, я проделала просто огромнейшую внутреннюю работу, и потому для меня этот курс оказался не только учебным, но и терапевтическим. Я также поняла, что через предание, миф или сказку можно вывести в сознание столько глубоких знаний о себе и о мире, что даже невероятно, насколько ценные пласты коллективной мудрости и видения достались нам от наших предков. Очень благодарна за возможность через сказочные сюжеты поработать с Персоной, Тенью, Анимусом и Самостью. Особенно важной для меня была территория Тени, которая позволила увидеть и принять те ресурсные, но неоднозначные части себя, о которых я долгое время лишь смутно догадывалась.
Очень важным для меня был опыт работы в качестве ведущего группы, где каждый участник проводил занятие, выбрав для этого сказку, былину или миф. Для меня это был первый опыт ведения группы средствами аналитической психологии, и это оказалось невероятно вдохновляющим, хотя и нелегким. Весь процесс – от выбора сказки и подготовки к семинару до проведения самого занятия и последнего заключительного шеринга – это какой-то новый опыт моей души, который убедил меня в том, что я на верном пути, но путь этот не такой простой. До этого мне казалось, что работать со сказкой или мифом довольно «легко и приятно», но это оказалось не совсем так. Очень многое нужно учитывать, многое видеть, отделять свои ассоциации, мысли и чувства как участника и как ведущего и не смешивать эти два уровня. Словом, это действительно непростая, но удивительная работа, когда видишь, как группа погружается вслед за сказкой в особый мир и как этот мир меняет и преображает каждого.
Отдельное спасибо ведущему группы и всем ее участникам. Атмосфера была очень теплой и душевной, и, что особенно важно, я чувствовала принятие и поддержку на протяжении всего моего нелегкого странствия туда и возвращения обратно.
В заключение хочу сказать, что для меня этот курс был, пожалуй, одним из самых важных личных и профессиональных открытий и что я рекомендую его всем, кто интересуется юнгианским подходом, а также стремится узнать себя по-настоящему и привнести глубину в свой собственный профессиональный и личный опыт.
Элина
Здравствуйте, меня зовут Алла. На курс юнгианской сказкотерапии я записалась из любопытства, имея небольшое представление о методе сказкотерапии и интерес к «юнгианским» методам работы. Прошло, полгода с момента начала занятий, можно уже оценить пройденный путь.
Хочу сказать, что этот курс превратился для меня в увлекательнейшее путешествие.
Три часа работы пролетают незаметно. Известные с детства сказки открывают сокровища мудрости. Перестают быть культурным фоном, обретают жизнь. И я обретаю жизнь внутри волшебных пространств. Очень сложно описать кратко все открытия, озарения, осознания. Их много.
Работа не останавливается по истечении времени сессии. Движение продолжается. Складываются кусочки мозаики. Я чувствую себя Колумбом, и открываю планету имени себя. Погружаюсь в глубины и восхищаюсь космосом. Ужасаюсь и трогательно радуюсь.
Сказка переплетается со сном, а сон с реальностью. И все эти пространства озаряются светом нового понимания, раскрываются с новых углов зрения и восприятия.
Я, с гораздо большей эффективностью, продвигаюсь в личных терапевтических сессиях.
Благодаря Ольге Владимировне и группе, я чувствую дополнительную поддержку на сложных участках пути. Мнения, творческий подход участников, их интерес, искренность, все это обогащает, делает неповторимой каждую встречу.
Я очень рада, возможности так интересно обретать новые инструменты и методы для работы с собой.
Очень сложно представить, что курс закончится. Уже сейчас грустно думать об этом. Видимо, начнется новый.
Алла