В нашей стране, как ни в какой другой, почти все держится на личных знакомствах. На человека «при деле» обрушивается огромное количество просьб и предложений. Выполнить всё невозможно, а отказать трудно. Как быть? Технологию грамотного отказа раскрывает ведущий специалист Института групповой и семейной психотерапии, кандидат психологических наук Екатерина Михайлова.
Недавно ко мне за консультацией обратилась директор крупного объединения. В бизнесе дама была весьма решительна, а вот на уровне личных отношений с подчиненными пасовала – отказывать не умела. Из-за чего ей пришлось создать разветвленную систему вранья. Всю «склочную» часть работы, касающуюся сокращений, увольнений и переводов, она переложила на своих заместителей.
Но жизнь есть жизнь и, когда, казалось бы, все щели были зашпаклеваны, руководящая дама сталкивалась со страшной для нее ситуацией отказа. Страдала она ужасно, отчего и запросила консультацию психолога.
Грамматика отказа
Самая общая и серьезная причина, по которой людям приходится отказывать, – несовпадение интересов. Для россиян такая логика неродная. Мы, скорее, будем думать, что попали под «горячую» руку, что начальник не в духе или мы не так просим. Но и это еще не все. Прожив долгое время в системе запретов, мы обучились в своих просьбах проявлять известную настойчивость. Привычка зайти с одного бока, с другого, попросить еще раз во многих из нас сидит достаточно глубоко. Оттого – то в нашей культуре отказ воспринимается, скорее, как нежелание пойти навстречу, чем как мотивированный поступок.
Когда многие из нас оказались людьми, принимающими решения, мы неожиданно обнаружили, что существует такая вещь, как (страшно сказать) объективная необходимость.
Если идея «имею право» вам дается с трудом, исходите из того, что говорить «нет» естественно и необходимо. Это ни в коем случае не делает вас человеком – чудовищем.
Самые крутые мастера жесткого, некорректного отказа – вахтеры, кассиры, медицинские регистраторы. У них отказ просто с языка слетает. Эти люди работают в условиях информационной перегрузки, и в целях собственной безопасности им важно рявкнуть так, чтобы второй раз не подходили.
Нам же нужно достичь совсем других целей – сделать отказ определенным, но дипломатичным.
Борьба за мир на личном фронте
Войны нежелательны не только в государственном масштабе, но и в личном. А значит, учиться отказывать лучше не у вахтеров, а у дипломатов.
Первая часть вашего отказа должна быть смягчающей. Начните с сожаления «мне неприятно вас огорчать», «очень сожалею, но…»
Средняя часть отказа информативна – «факты таковы, что», «реальные интересы нашей фирмы не совпадают», т.е. сожалеете вы, а отказывает организация. Говорить нужно четко, не понижая голоса и не зажевывая слова. При этом помните, что вы не берете на себя ответственность или вину за политику организации – не вы один её определяете.
В заключительной части отказа обязательно предложите продолжить переговоры в дальнейшем, когда обстоятельства, возможно, изменяться. Это выведет разговор из тупика.
На мой взгляд, подобная формула отказа почти магическая. Она, словно щит, бережет обе стороны.
Если уж так случилось, что «нет» сказали вам, причем жестко, не по нашей гуманной схеме, вспомните: отказ – часть жизни. Не судьба на вас ополчилась, а такова ситуация. Надо это пережить.
Более того, если в отказе отсутствует третья часть, состоящая из альтернативы, немедленно применяйте контрмеру с предложением или вопросом: «Что бы вы могли мне посоветовать?»
Воспитать в себе привычку спокойно относиться к любым отказам можно тренировкой – спрашивайте несуществующий товар. После отказа не уходите тут же побитым, а с улыбкой задайте следующий вопрос. Успех приходит к тем, кто закален.
Уйти, чтобы остаться
От каждого из нас почти всегда хотят больше, чем мы можем дать. Есть существенная разница между теми, кто долго терпит, потом говорит одно большое «нет» всему миру, и тем, кто умеет защищать свои интересы вовремя. Чем раньше и четче звучит ваше «нет», тем меньше опасность, что энергия всех несказанных «нет» накопится и выйдет из-под контроля.
Нынче жизнь щедра на события и перемены. Происходят самые причудливые смены деятельности или партнеров, и поэтому расходиться следует так, чтобы встретиться вновь было легко и приятно.
Кто знает, сегодня вы говорите человеку «нет», а завтра к нему же придете с просьбой о сотрудничестве.
Давным-давно я услышала мудрейшую пословицу: поднимаясь по лестнице, будь внимателен ко всем встреченным – ведь когда будешь спускаться, ты встретишь их вновь.