Официальный портал
Частного учреждения
дополнительного профессионального образования
Института Групповой и Семейной
Психологии и Психотерапии

Преподаватель программы по схема-терапии – Алена Чеканова

Программа предназначена для:

  • Психологов, психотерапевтов и консультантов, работающих в любых направлениях, с разнообразными запросами клиентов в оффлайн и онлайн форме.
  • Студентов психологических, психолого-педагогических, педагогических и социально-психологических факультетов.
  • Врачей-психиатров, психотерапевтов, неврологов, а также врачей других специализаций и иных медицинских работников.
  • Тех, кому интересен процесс самопознания, саморазвития, улучшения качества собственной жизни, обретения новых профессиональных возможностей.

Описание программы обучения схема-терапии:

Схема-терапия является интегративным подходом, который был создан благодаря идеям различных направлений психотерапии. В нём сочетаются элементы когнитивно-поведенческой терапии, теорий привязанности и объектных отношений, конструктивистских и психоаналитических школ, гештальт-терапии и психодрамы. Соединяясь вместе, они создали единую концептуальную терапевтическую модель схема-терапии, которая на сегодняшний день, согласно исследованиям, является одной из ведущих в работе с тяжелыми расстройствами личности.

При этом схема-терапия имеет две дополняющие друг друга характеристики: с одной стороны, она структурирована и систематична, а с другой – спонтанна и креативна. И в сочетании этих черт схема-терапия предлагает простой и доступный метод анализа, корректировки и повышения эффективности взаимодействия между психологом и клиентом. 

Он доступен, прост, хорошо сочетаем с большинством психотерапевтических направлений и может стать отличной опорой в понимании клиент-терапевтического контакта (как состояний и реакций клиента, терапевта, так и пространства между ними).

Задачи программы обучения схема-терапии:

  • Изучение богатой концептуальной базы метода схема-терапии, её основных опорных элементов и схем.
  • Обучение различным техникам схема-терапии, применимым как в оффлайн, так и в онлайн-формате, принципам их использования в разных контекстах.
  • Формирование навыков модификации различных элементов схема-терапии с элементами других подходов.
  • Развитие аналитических, стратегических и прогностических умений и навыков, позволяющих наиболее точно концептуализировать клиентские случаи, видеть тонкости и нюансы, происходящие как в терапевтическом контакте, так и в жизни клиента, использовать их в целях лечения, а также вносить своевременные коррективы в программу терапии.

Уникальность программы:

  1. Схема-терапия является современным, научно обоснованным и постоянно развивающимся методом психотерапии, представленном в когнитивно-поведенческом направлении и позволяет решить непростые терапевтические задачи.
  2. Тренер программы обучения схема-терапии владеет большим количеством психологических инструментов и имеет большой опыт как психотерапевтической, так и преподавательской деятельности, формирует доброжелательную, безопасную и творческую атмосферу для более глубокого обучения, личностного развития и формирования профессионально важных качеств.
  3. Разработанная программа позволяет достаточно быстро освоить глубокий, эффективно работающий метод, позволяющий решить большой круг психотерапевтических задач и уже со второго модуля применить полученные знания, алгоритмы и техники в собственной практике.
  4. Содержание программы обучения схема-терапии позволяет лучше понять себя и свои реакции в терапевтической роли, формирует способность к стратегическому, прогностическому видению процесса, способствует развитию гибкости, креативности, рефлексии и эмоционального интеллекта, обучает навыкам исполнения роли «замещающего родителя», позволяющего психологически «дорастить» клиента.
  5. Слушателям, не имеющим опыта психологической работы и находящимся на этапе профессиональной подготовки данная программа позволит получить достаточно полную теоретическую базу психологических знаний, касающихся вопросов развития личности на всех возрастных этапах и типичных трудностей, возникающих в различных сферах её жизнедеятельности.  

В результате вы:

  • Познакомитесь с методом схема-терапии, освоите его концептуальную модель и основные теоретические положения, лежащие в её основе.
  • Освоите базовые принципы выстраивания терапевтических отношений в схема-терапии, поймете их особенности на разных этапах психотерапии, научитесь выдерживать во взаимодействии с клиентом ролевой баланс между замещающим родительством и конфронтацией.
  • Научитесь распознавать дезадаптивные копинги, приводящие к снижению качества жизни клиента и видеть лежащие за ними базовые дефицитарные потребности и травмы.
  • Научитесь замечать включение дезадаптивных копингов клиента на терапевтических сессиях и подбирать эффективные техники для их преодоления и развития нового адаптивного способа поведения.
  • Научитесь подбирать и проводить техники в случае, когда клиент имеет в анамнезе: недостаток защищенности, признания, спонтанности и способности к игре, недостаток реалистичных границ, эмоциональной привязанности и заботы, чувство вины.
  • Освоите технологию работы с воображением клиента на разных этапах психотерапии для решения разных задач, научитесь проводить рескриптинг для корректировки эмоционального опыта и проработки травм.
  • Сможете создавать на сессиях новый опыт, развивать навыки и закреплять их в жизни клиента (развитие саморефлексии, спонтанности и способности к игре, эмоциональной привязанности и заботы о себе) путем реализации серии техник.
  • Научитесь интегрировать элементы схема-терапии в другие психотерапевтические подходы, а также соединять техники разных методов и создавать на этой основе новый инструментарий, позволяющий эффективно решать поставленные задачи.

 Формат обучения:

Программа обучения схема-терапии состоит из 11 модулей. Каждый модуль – это трехдневная сессия в онлайн формате.
Занятия будут проходить на платформе Zoom, с 10:00 до 18:00 (пятница-воскресенье).

Итоговый документ

При полном прохождении программы обучения схема-терапии и выполнении квалификационных требований – удостоверение повышения квалификации на 510 ак.ч. (при наличии высшего профильного образования), в других случаях – сертификат.

Содержание программы:

Модуль 1. Концептуальная модель схема-терапии.

  • Развитие схема-терапии как концепции.
  • Нейробиологическая теория и модель схема-терапии.
  • Режимы функционирования схемы, их типы.
  • Детские режимы: базовые эмоции и потребности личности.
  • Интернализация: взрослые режимы схемы.

Модуль 2. Ранние дезадаптивные схемы.

  • Характеристики ранних дезадаптивных схем по основным доменам.
  • Обзор когнитивных стратегий работы со схемой.
  • Когнитивные техники схема-терапии.

Модуль 3. Дезадаптивные копинги.

  • Характеристика дезадаптивных копинговых стратегий и реакций.
  • Реакции на схемы: копинговые стили.
  • Капитуляция, избегание, гиперкомпенсация схемы и их проявления.
  • Копинговые режимы и их проявления.

Модуль 4. Концептуализация клиентского случая и терапевтические отношения.

  • Роль концептуализации в схема-терапии.
  • Форма концептуализации случая клиента, карта режимов.
  • Изучение истории жизни клиента, значимые проблемы и паттерны межличностного взаимодействия.
  • Паттерны взаимодействия в терапевтических отношениях.
  • Балансирование между замещающим родительством и конфронтацией.
  • Терапевтические отношения на этапе оценки схемы и информирования.
  • Терапевтические отношения на этапе изменения.
  • Качества психотерапевта в схема-терапии.
  • Собственные схемы и режимы психотерапевта.

Модуль 5. Работа психолога с режимами клиента.

  • Основные стратегии устранения дезадаптивных паттернов, возникающих в результате действия схем.
  • Работа с копинговыми режимами.
  • Особенности работы с детскими режимами.
  • Работа со взрослыми режимами (внутренними критиками и здоровым взрослым).
  • Диалоги режимов на стульях.
  • Диагностический диалог.
  • Размещение карты режима на стульях.
  • Интеграция на одном стуле: работа в сфере эмоционального резонанса.

Модуль 6. Работа с воображением.

  • Работа с воображением на этапе оценки.
  • Работа с воображением: ознакомление клиента с процессом работы, подготовка к упражнению.
  • Виды техник на воображение: диагностические, ресурсные, развивающие.
  • Преодоление препятствий в экспериенциальной работе: избегание схем.

Модуль 7. Работа с воображением: рескриптинг.

  • Рескриптинг в воображении как метод: история появления, механизм действия, показания к применению, алгоритм проведения.
  • Особенности проведения рескриптинга в темах различных схем.
  • Типичные ошибки при проведении рескриптинга.

Модуль 8. Рескриптинг: работа с травмой и другими темами.

  • Рескриптинг травматических событий.
  • Рескриптинг при зависимости, ночных кошмарах и флешфорвардах.
  • Результаты исследований эффективности применения рескриптинга при ПТСР, депрессиях, ОКР, СТР, специальных фобиях, дисморфофобии, РПП, расстройствах личности.

Модуль 9. Изменение поведенческих паттернов.

  • Сочетание элементов схема-терапии с инструментами других подходов.
  • Поведенческие паттерны и готовность клиента к их изменению.
  • Определение паттернов поведения, которые следует изменить.
  • Работа с проблемным поведением клиента: техники, домашние задания, копинг-карточки и памятки, ведение дневников.
  • Как вызвать изменения.
  • Общий процесс активации и модификации схем.
  • Принципы соединения инструментов разных подходов.
  • Разбор терапевтических стратегий по доменам.

Модуль 10. Схема-терапия при расстройствах личности.

  • Концептуализация пограничного расстройства личности с точки зрения схема-терапии.
  • Общие терапевтические цели при ПРЛ.
  • Программа терапии и "подводные камни" для психотерапевтов в работе с клиентами, имеющими ПРЛ.
  • Концептуализация нарциссического расстройства личности с точки зрения схема-терапии.
  • Особенности работы с клиентами, имеющими НРЛ.
  • Распространенные препятствия.
  • Особенности работы с другими личностными расстройствами: общие характеристики и мишени.

Модуль 11. Итоговая аттестация.

  • Анализ клиентских кейсов из практики слушателей с акцентом на схема-терапевтическую супервизию.
  • Решение проблемных задач (концептуализация и разработка программы терапии на представленные ситуации).
  • Защита выпускных квалификационных работ.

 

Набор открыт
Расписание занятий на 2025-2026 гг.

1 модуль – 18-20 апреля 2025 г.
2 модуль – 23-25 мая
3 модуль – 27-29 июня
4 модуль – 25-27 июля
5 модуль – 12-14 сентября
6 модуль – 17-19 октября
7 модуль – 14-16 ноября
8 модуль – 19-21 декабря
9 модуль – 23-25 января 2026 г.
10 модуль – 20-22 февраля
11 модуль – 20-22 марта
10.00 - 18.00
15 000 рублей за один модуль (три учебных дня)
10% скидка при оплате всего курса сразу. Занятия проводятся онлайн на платформе Zoom.
Координатор: Ирина Скавронская
igisp@igisp.ru
+7 926 510-57-90 (если вы не дозвонились, оставьте сообщение, Вам обязательно перезвонят)

Старт новой группы:
18-20 апреля 2025

Длительность:
11 модулей ОНЛАЙН; один модуль - трехдневка с пятницы по воскресенье с 10:00 до 18:00

Статус:
Набор открыт

Стоимость:
15 000 рублей за один модуль (три учебных дня)

Записаться

Координатор: Ирина Скавронская
+7 926 510-57-90 (если вы не дозвонились, оставьте сообщение, Вам обязательно перезвонят)
igisp@igisp.ru