Официальный портал
Частного учреждения
дополнительного профессионального образования
Института Групповой и Семейной
Психологии и Психотерапии
Преподаватель программы по схема-терапии – Алена Чеканова
Программа предназначена для:
- Психологов, психотерапевтов и консультантов, работающих в любых направлениях, с разнообразными запросами клиентов в оффлайн и онлайн форме.
- Студентов психологических, психолого-педагогических, педагогических и социально-психологических факультетов.
- Врачей-психиатров, психотерапевтов, неврологов, а также врачей других специализаций и иных медицинских работников.
- Тех, кому интересен процесс самопознания, саморазвития, улучшения качества собственной жизни, обретения новых профессиональных возможностей.
Описание программы обучения схема-терапии:
Схема-терапия является интегративным подходом, который был создан благодаря идеям различных направлений психотерапии. В нём сочетаются элементы когнитивно-поведенческой терапии, теорий привязанности и объектных отношений, конструктивистских и психоаналитических школ, гештальт-терапии и психодрамы. Соединяясь вместе, они создали единую концептуальную терапевтическую модель схема-терапии, которая на сегодняшний день, согласно исследованиям, является одной из ведущих в работе с тяжелыми расстройствами личности.
При этом схема-терапия имеет две дополняющие друг друга характеристики: с одной стороны, она структурирована и систематична, а с другой – спонтанна и креативна. И в сочетании этих черт схема-терапия предлагает простой и доступный метод анализа, корректировки и повышения эффективности взаимодействия между психологом и клиентом.
Он доступен, прост, хорошо сочетаем с большинством психотерапевтических направлений и может стать отличной опорой в понимании клиент-терапевтического контакта (как состояний и реакций клиента, терапевта, так и пространства между ними).
Задачи программы обучения схема-терапии:
- Изучение богатой концептуальной базы метода схема-терапии, её основных опорных элементов и схем.
- Обучение различным техникам схема-терапии, применимым как в оффлайн, так и в онлайн-формате, принципам их использования в разных контекстах.
- Формирование навыков модификации различных элементов схема-терапии с элементами других подходов.
- Развитие аналитических, стратегических и прогностических умений и навыков, позволяющих наиболее точно концептуализировать клиентские случаи, видеть тонкости и нюансы, происходящие как в терапевтическом контакте, так и в жизни клиента, использовать их в целях лечения, а также вносить своевременные коррективы в программу терапии.
Уникальность программы:
- Схема-терапия является современным, научно обоснованным и постоянно развивающимся методом психотерапии, представленном в когнитивно-поведенческом направлении и позволяет решить непростые терапевтические задачи.
- Тренер программы обучения схема-терапии владеет большим количеством психологических инструментов и имеет большой опыт как психотерапевтической, так и преподавательской деятельности, формирует доброжелательную, безопасную и творческую атмосферу для более глубокого обучения, личностного развития и формирования профессионально важных качеств.
- Разработанная программа позволяет достаточно быстро освоить глубокий, эффективно работающий метод, позволяющий решить большой круг психотерапевтических задач и уже со второго модуля применить полученные знания, алгоритмы и техники в собственной практике.
- Содержание программы обучения схема-терапии позволяет лучше понять себя и свои реакции в терапевтической роли, формирует способность к стратегическому, прогностическому видению процесса, способствует развитию гибкости, креативности, рефлексии и эмоционального интеллекта, обучает навыкам исполнения роли «замещающего родителя», позволяющего психологически «дорастить» клиента.
- Слушателям, не имеющим опыта психологической работы и находящимся на этапе профессиональной подготовки данная программа позволит получить достаточно полную теоретическую базу психологических знаний, касающихся вопросов развития личности на всех возрастных этапах и типичных трудностей, возникающих в различных сферах её жизнедеятельности.
В результате вы:
- Познакомитесь с методом схема-терапии, освоите его концептуальную модель и основные теоретические положения, лежащие в её основе.
- Освоите базовые принципы выстраивания терапевтических отношений в схема-терапии, поймете их особенности на разных этапах психотерапии, научитесь выдерживать во взаимодействии с клиентом ролевой баланс между замещающим родительством и конфронтацией.
- Научитесь распознавать дезадаптивные копинги, приводящие к снижению качества жизни клиента и видеть лежащие за ними базовые дефицитарные потребности и травмы.
- Научитесь замечать включение дезадаптивных копингов клиента на терапевтических сессиях и подбирать эффективные техники для их преодоления и развития нового адаптивного способа поведения.
- Научитесь подбирать и проводить техники в случае, когда клиент имеет в анамнезе: недостаток защищенности, признания, спонтанности и способности к игре, недостаток реалистичных границ, эмоциональной привязанности и заботы, чувство вины.
- Освоите технологию работы с воображением клиента на разных этапах психотерапии для решения разных задач, научитесь проводить рескриптинг для корректировки эмоционального опыта и проработки травм.
- Сможете создавать на сессиях новый опыт, развивать навыки и закреплять их в жизни клиента (развитие саморефлексии, спонтанности и способности к игре, эмоциональной привязанности и заботы о себе) путем реализации серии техник.
- Научитесь интегрировать элементы схема-терапии в другие психотерапевтические подходы, а также соединять техники разных методов и создавать на этой основе новый инструментарий, позволяющий эффективно решать поставленные задачи.
Формат обучения:
Программа обучения схема-терапии состоит из 11 модулей. Каждый модуль – это трехдневная сессия в онлайн формате.
Занятия будут проходить на платформе Zoom, с 10:00 до 18:00 (пятница-воскресенье).
Итоговый документ
При полном прохождении программы обучения схема-терапии и выполнении квалификационных требований – удостоверение повышения квалификации на 510 ак.ч. (при наличии высшего профильного образования), в других случаях – сертификат.
Модуль 1. Концептуальная модель схема-терапии.
- Развитие схема-терапии как концепции.
- Нейробиологическая теория и модель схема-терапии.
- Режимы функционирования схемы, их типы.
- Детские режимы: базовые эмоции и потребности личности.
- Интернализация: взрослые режимы схемы.
Модуль 2. Ранние дезадаптивные схемы.
- Характеристики ранних дезадаптивных схем по основным доменам.
- Обзор когнитивных стратегий работы со схемой.
- Когнитивные техники схема-терапии.
Модуль 3. Дезадаптивные копинги.
- Характеристика дезадаптивных копинговых стратегий и реакций.
- Реакции на схемы: копинговые стили.
- Капитуляция, избегание, гиперкомпенсация схемы и их проявления.
- Копинговые режимы и их проявления.
Модуль 4. Концептуализация клиентского случая и терапевтические отношения.
- Роль концептуализации в схема-терапии.
- Форма концептуализации случая клиента, карта режимов.
- Изучение истории жизни клиента, значимые проблемы и паттерны межличностного взаимодействия.
- Паттерны взаимодействия в терапевтических отношениях.
- Балансирование между замещающим родительством и конфронтацией.
- Терапевтические отношения на этапе оценки схемы и информирования.
- Терапевтические отношения на этапе изменения.
- Качества психотерапевта в схема-терапии.
- Собственные схемы и режимы психотерапевта.
Модуль 5. Работа психолога с режимами клиента.
- Основные стратегии устранения дезадаптивных паттернов, возникающих в результате действия схем.
- Работа с копинговыми режимами.
- Особенности работы с детскими режимами.
- Работа со взрослыми режимами (внутренними критиками и здоровым взрослым).
- Диалоги режимов на стульях.
- Диагностический диалог.
- Размещение карты режима на стульях.
- Интеграция на одном стуле: работа в сфере эмоционального резонанса.
Модуль 6. Работа с воображением.
- Работа с воображением на этапе оценки.
- Работа с воображением: ознакомление клиента с процессом работы, подготовка к упражнению.
- Виды техник на воображение: диагностические, ресурсные, развивающие.
- Преодоление препятствий в экспериенциальной работе: избегание схем.
Модуль 7. Работа с воображением: рескриптинг.
- Рескриптинг в воображении как метод: история появления, механизм действия, показания к применению, алгоритм проведения.
- Особенности проведения рескриптинга в темах различных схем.
- Типичные ошибки при проведении рескриптинга.
Модуль 8. Рескриптинг: работа с травмой и другими темами.
- Рескриптинг травматических событий.
- Рескриптинг при зависимости, ночных кошмарах и флешфорвардах.
- Результаты исследований эффективности применения рескриптинга при ПТСР, депрессиях, ОКР, СТР, специальных фобиях, дисморфофобии, РПП, расстройствах личности.
Модуль 9. Изменение поведенческих паттернов.
- Сочетание элементов схема-терапии с инструментами других подходов.
- Поведенческие паттерны и готовность клиента к их изменению.
- Определение паттернов поведения, которые следует изменить.
- Работа с проблемным поведением клиента: техники, домашние задания, копинг-карточки и памятки, ведение дневников.
- Как вызвать изменения.
- Общий процесс активации и модификации схем.
- Принципы соединения инструментов разных подходов.
- Разбор терапевтических стратегий по доменам.
Модуль 10. Схема-терапия при расстройствах личности.
- Концептуализация пограничного расстройства личности с точки зрения схема-терапии.
- Общие терапевтические цели при ПРЛ.
- Программа терапии и "подводные камни" для психотерапевтов в работе с клиентами, имеющими ПРЛ.
- Концептуализация нарциссического расстройства личности с точки зрения схема-терапии.
- Особенности работы с клиентами, имеющими НРЛ.
- Распространенные препятствия.
- Особенности работы с другими личностными расстройствами: общие характеристики и мишени.
Модуль 11. Итоговая аттестация.
- Анализ клиентских кейсов из практики слушателей с акцентом на схема-терапевтическую супервизию.
- Решение проблемных задач (концептуализация и разработка программы терапии на представленные ситуации).
- Защита выпускных квалификационных работ.
Набор открыт | |
---|---|
Расписание занятий на 2025-2026 гг. 1 модуль – 18-20 апреля 2025 г. 2 модуль – 23-25 мая 3 модуль – 27-29 июня 4 модуль – 25-27 июля 5 модуль – 12-14 сентября 6 модуль – 17-19 октября 7 модуль – 14-16 ноября 8 модуль – 19-21 декабря 9 модуль – 23-25 января 2026 г. 10 модуль – 20-22 февраля 11 модуль – 20-22 марта |
10.00 - 18.00 |
15 000 рублей за один модуль (три учебных дня) | |
10% скидка при оплате всего курса сразу. Занятия проводятся онлайн на платформе Zoom. | |
Координатор:
Ирина Скавронская igisp@igisp.ru +7 926 510-57-90 (если вы не дозвонились, оставьте сообщение, Вам обязательно перезвонят) |
Старт новой группы:
18-20 апреля 2025
Длительность:
11 модулей ОНЛАЙН; один модуль - трехдневка с пятницы по воскресенье с 10:00 до 18:00
Статус:
Набор открыт
Стоимость:
15 000 рублей за один модуль (три учебных дня)
Координатор: Ирина Скавронская
+7 926 510-57-90 (если вы не дозвонились, оставьте сообщение, Вам обязательно перезвонят)
igisp@igisp.ru