Поддержка в исследовании профессиональной идентичности

Руководитель программы Марио Бухбиндер

Екатерина Михайлова: «Мне довелось участвовать в мастерской Марио в Гранаде в 2010 году и наблюдать удивительные эффекты использования масок. Участники группы, даже давно и хорошо знакомые, на глазах начинали иначе двигаться, испытывать неожиданные чувства, экспериментировать с пространством — как будто взятое напрокат из чемоданчика Марио «чужое лицо» резко и заметно освободило все иные лица, роли, движения. Наблюдать этот эффект в действии и понять, как им можно управлять, было чрезвычайно интересно.
Марио виртуозно работает с пространством, дистанциями, контактом и движением, а психодраматические форматы его работы одновременно похожи и непохожи на все, что я видела раньше. Наконец, давно планировавшаяся встреча, с аргентинским мастером в Москве стала реальностью, нас ожидает неожиданное».

Мастерская Марио Бухбиндера — группа непосредственного опыта и возможность его отрефлексировать. Инструменты — психодрама, телесные техники и работа с масками. И если первое и второе нам знакомо, то о третьем мы знаем довольно мало, а видеть и испытывать на себе «это» доводилось очень и очень немногим.

Тема профессиональной идентичности была и остается «горячей» для психотерапевтов (психодраматистов и не только), консультантов, тренеров, коучей. Впрочем, в сегодняшнем мире пересматривать и открывать заново свою профессиональную идентичность приходится и представителям более традиционных занятий, так что опыт этой мастерской пригодится и для работы с клиентами.

Тематические блоки:

Профессиональная идентичность — это не то, что можно сформировать и понять раз и навсегда; ее приходится пересматривать все время.

  • Сцены профессиональной жизни позволяют рассмотреть повседневную практику — не только ее реалии, но и скрытые фантазии о ней.
  • Маски профессии дают возможность заглянуть в процессы «маскообразования», уходящие корнями в нашу личную, семейную и профессиональную историю.
  • Тело профессионала — одновременно опора, ресурс и источник ограничений в работе.

Сочетая все три подхода к исследованию профессиональной идентичности, мы получаем возможность увидеть и понять что-то новое, заново рассмотреть источники и составляющие профессионального развития.

Методы:

В решении наших задач помогут маски, психодрама, работа с телом.

Задачи:

Непосредственный опыт и его осмысление дадут участникам мастерской доступ к новому пониманию профессиональной идентичности и некоторые способы самостоятельной работы с этой темой.
Особое внимание уделяется терапевтическому потенциалу маски.

Для чего:

Среди разных возможностей включения масок в психотерапию Марио Бухбиндер выделяет пять функций:

  1. Использование маски дает возможность ощутить себя отдельно от нее, без нее — и избавится от затянувшихся конфликтов между другими своими масками. Разные маски, истории и значения получают возможность образовывать новые структуры, когда мы работаем с той, которая стала для личности ловушкой и отделяем себя от нее.
  2. Маска позволяет отследить «зоны конфликта» на уровне тела или отношений с другими людьми, поскольку она маркирует и делает заметными ощущения, персонажей или рисунок конфликтной ситуации.
  3. Придавая статичную форму фантазиям, маска позволяет расстаться с «застрявшими», начать процесс их трансформации и возобновить «метаболизм воображения».
  4. С помощью маски мы можем создавать субъективную, фантастическую карту своего тела.
  5. Маска позволяет осознать захватывающий слишком большое пространство Я-образ и восстановить в правах другие образы самого себя, а это дает доступ к теме самоидентичности.

***

О тренере:

Марио Бухбиндер (Mario J. Buchbinder) — доктор медицины, психоаналитик, психодраматист. Директор Института Масок (www.mascarainstituto.com.ar). Действительный член Аргентинского психодраматического общества. Профессор психодрамы по специализации психология и музыкотерапия в Межамериканском открытом университете. Автор книги «Poetics of unmasking. Paths of cure» («Поэтика срывания масок. Пути исцеления») и многочисленных статей и поэтического сборника.

Добавить комментарий