Руководитель программы Екатерина Михайлова. Программу ведут три тренера – Екатерина МихайловаГлеб ЛозинскийМария Магурская.

Программа предназначена для:

  • Психологов, психотерапевтов, консультантов, работающих в других подходах;
  • Психодраматистов, уже завершивших обучение методу;
  • Тренеров, коучей, ведущих групп.

Задачи программы

  • Обучение различным техникам психодрамы и монодрамы в онлайн-формате, принципам их использования в разных контекстах (консультирование, краткосрочная терапия, тренинг, коучинг и др.);
  • Изучение психодрамы и социодрамы, как элементов дистанционной работы с группой;
  • Обучение навыку сочетания элементов психодрамы с техниками других подходов, конструирования смешанных техник.

Уникальность программы

  • Руководитель программы, Екатерина Михайлова, — одна из первых обучавшихся у основателей психодраматического метода;
  • Программу ведет команда тренеров, что позволяет увидеть разный тренерский стиль и способы психодраматического мышления;
  • Программа предусматривает анализ кейсов из практики участников с акцентом на психодраматическую супервизию;
  • Программа позволяет быстро освоить набор психодраматических техник дистанционной и очной работы с веером сфер их применения, что дает участникам большую свободу в выборе применения.

В результате вы:

  • Получите навыки и умения использования психодраматических техник в разных сферах своей практики
  • Научитесь непротиворечиво интегрировать элементы психодрамы в свой метод, включая психодраматические техники в индивидуальный терапевтический прием, коучинг, тренинг и т.д.
  • Оценивать эффективность их использования
  • Научитесь работать с часто встречающимися сложностями (планирование будущего, эмоциональное завершение, расширение ролевого репертуара клиента и др.)
  • Научитесь использовать психодраматические техники для конструирования групповых упражнений, разогревов, обогатите свой инструментарий как групповой ведущий

Формат обучения

Занятия будут проходить в зуме, с 19 до 22 часов, по четвергам. Программа состоит из двух ступеней. Первая ступень представлена 5 модулями, каждый модуль — это четыре учебных вечерних занятия, идущих в онлайн формате. 

Вторая ступень курса предполагает:

  • более подробную работу участников с подбором и освоением психодраматического инструментария в контексте их реальной работы (психотерапевтической, обучающей, коучинговой, консультативной или иной);
  • супервизию кейсов из практики и работы с симулированным протагонистом;
  • проектную работу по модификации техник и дизайну групп

В случае возможного снятия ограничений на очный формат ещё одной задачей второй ступени станет знакомство с базовой (очной) моделью психодрамы, дополнительная рефлексия её сходств и различий с психодрамой онлайн.

Итоговый документ

В конце первой ступени программы участникам выдается сертификат, подтверждающий набранное количество часов в психодраматическом подходе. При прохождении всей программы выдается удостоверение о повышении квалификации тем слушателям, у кого есть базовое профильное образование (психология, медицина, педагогика и соц. работа).

Описание программы

Модуль 1. Введение в метод.

  1. История и теория метода, философия Я. Л. Морено, влияние его идей и разработок на психотерапию ХХ в. Пять элементов психодрамы. Структура психодраматической сессии. Терапевтические факторы в психодраме по П.Ф. Келлерману и новые взгляды. Соотношение метода и теоретической ориентации носителя метода. Психодрама как язык.
  2. Техническая часть: базовые техники психодрамы и их психологические механизмы. Демонстрация и разбор видеоматериала.
  3. Исторические корни психодрамы онлайн. Сеттинг, контракт, показания и противопоказания. Дефицит телесности и его следствия. Этические вопросы в работе онлайн.
  4. Трансформации базовых психодраматических техник при работе онлайн (демонстрации, упражнения).

Модуль 2. Форматы и тематика психодрамы онлайн

  1. Структурированные виньетки. Психодрама «малых форм» в группе: Структура сессии, особенности разогревов и перехода к действию, введение в роли, особенности шеринга.
  2. «Психодрама на двоих» как инструмент индивидуальной терапии, консультирования, коучинга. Цели, средства, специфический онлайн-инструментарий.
  3. Интерпсихическая и интрапсихическая психодрама онлайн. Построение сцены,обозначение и поддерживание границ внешнего и внутреннего миров, неизбежные ограничения в применении классической психодрамы, работа с метафорой состояния.
  4. Идея «Социального атома» и версии его использования онлайн (с какими целями, когда, как). Работа с ролевой диаграммой как инструмент коучинга и консультирования. Другие картирующие техники.

Модуль 3. Форматы и тематика психодрамы онлайн (продолжение)

  1. Особенности управления групповым процессом при работе онлайн. Частные случаи дополнительных договорённостей, обеспечивающих целостность группы и безопасность участников. Что делать и чего не делать с чатом. Психодраматические техники мониторинга групповых процессов. Спректрограмма и социометрические интервенции в онлайн-пространстве.
  1. Конструирование разогревов, групповых упражнений и структурированных виньеток, учитывающих состав, потребности и состояние группы.
  2. Элементы социодрамы как специфического инструмента работы с многочисленной группой. Возможные цели социодраматических интервенций в работе онлайн.
  3. Часто возникающие задачи и их психодраматические решения (работа с тревогой и страхом, эмоциональное завершение, расширение ролевого репертуара и т.д.)

Модуль 4. Технология крупным планом.

  1. Использование нейтральных и эвокативных объектов. Построение сцены, введение в роль, обмен ролями, дублирование в работе с объектами.
  2. Использование ткани (платков, перчаток, лент). Варианты вхождения в роль, особенности деролинга, управление степенью погружения в роли, постановка диалога.
  3. Психодрама онлайн «в полный рост». Организация пространства в групповой и индивидуальной работе, особенности обмена ролями, дублирования, техники зеркала.
  4. Дополнительные приёмы в психодраме онлайн. Использование рисунка, построение сцены с помощью листа бумаги, элементы письменных техник, визуализации, работа с телом в доступных пределах.

Модуль 5. Сочетание элементов психодрамы с работой другими средствами.

  1. Принятие решения об использовании элементов психодрамы в зависимости от целей и задач работы. Знаки «психодраматичности» в поведении и речи клиента. Ограничения и риски.
  2. Специфические трудности, связанные с онлайн-форматом и пути их нейтрализации. Отреагирование доступными способами и управление этим процессом. Поддержка, которой всегда мало. Трудные участники, молчание группы, актуализация травматического опыта и другие сложные ситуации: как, если не решить, то хотя бы обработать и подстраховать.
  3. Принципы объединения инструментария разных подходов. Моделирование интегративного использования инструментов различного происхождения. Ограничения и противопоказания в применении «смешанных» техник.
  4. Анализ кейсов из практики участников. Работа с симулированным клиентом (протагонистом), процесс-анализ работы в смешанной технике.