Руководители программы Анна Ликуй, Ольга Комиссарова

Для практических психологов, психотерапевтов, медицинских работников, практиков в области массажа, студентов психологических и педагогических факультетов, студентов Российской школы Розен метода, педагогов, социальных работников, а также всех работающих в области помогающих профессий.

Почему сегодня так важна тема работы с травмой? Ведь в нашем мире всегда были стихийные бедствия, войны, потери близких, тяжелые болезни и различные ситуации, которые травмируют людей. Но что же изменилось сейчас?

В то время, когда не было телевидения и интернета человек, получая травму, был один на один со своей травмой и даже мог как-то переживать ее и, возможно, справляться с ней. Сегодня мы все живем в огромном информационном потоке из всех возможных каналов информации. И человек уже не только сам травмируется в течение своей жизни, но также вынужден становиться невольным свидетелем кризисов, войн, бед и ужасов других людей уже в мировом масштабе, то есть к личным травмам прибавляется сотравматизация. Так как это происходит ежедневно, иногда по многу часов в день, мы можем говорить не об увеличении количества травм как таковых, их больше не стало, а о возрастании травматичности самого «поля», в котором мы живем.

В этой связи появилось много помогающих профессий, таких как работники МЧС, психологи, социальные работники и др. И все мы понимаем как высока становится востребованность в специалистах, которые умеют работать как с многолетней травмой, но также могут сориентироваться и оказать помощь в случаях острых травм.

Наша программа по телесной психотерапии предлагает участникам освоение теоретических базовых знаний работы с травмой, таких как понятие травмы, виды, классификация травм и др. в различных психологических подходах. В основе курса лежит работа с психологической травмой. В практическом плане слушатели познакомятся с различными подходами, к работе с травмой в телесно-ориентированном психотерапии: Характероанализ И. Райха, Биоэнергетический анализ А. Лоуэна, биосинтез А. Боаделлы, бодинамика Л. Марчер, Розен-метод М. Розен, и др. Также вы познакомитесь с телесным практиками, так называемой работе с телом «Body-work», которые не являются сами по себе психотерапией, но мы покажем вам, что их техники и приемы также можно использовать в работе с травмой при понимании основных правил психотерапии. Это Фельденкрайз-метод, Розен-движение и др.

Для большей эффективности работы с травмой, мы хотим вам показать, что все более актуальным становится обращение к телесному аспекту соседних, не телесных направлений психотерапии, например: Эмоционально-образная терапия Н.Линде, арт-терапия, когнитивная терапия 3-ей волны Ф. Шапиро ДПДГ (десенсибилизация и переработка движением глаз), то есть в тех направлениях, где ранее игнорировалась роль телесности. Свидетельством все больше являются последние исследования ученых, которые также показывают важность внимания к телесным аспектам работы с травмой.

Таким образом, уникальность нашего курса по телесной психотерапии в работе с травмой заключается в опоре на телесный аспект работы с травмой в телесных и не телесных направлениях психотерапии. Слушатели познакомятся с основными положениями о том, как максимально безопасно и бережно работать с острыми, и со старыми травмами в различных направлениях психотерапии, так как только грамотное использование предложенных инструментов поможет не нанести новую травму и быть эффективным в работе с клиентом.

В программе курса:

  • Понятие «травма» в психотерапии
  • Классификация травм
  • Соматическое переживание по П. Левину
  • Телесно-ориентированная психотерапия и ее представители
  • Биоэнергетический анализ А. Лоуэна — о травме и возможности взаимодействия с ней
  • Понятие «Структура характера» как диагностический материал для определения травмы и возможной работы с ней
  • Розен-метод. Его представления о работе с травмой. Границы, пространство, тело. Создание «контейнера безопасности»
  • М. Фельдекрайз — техники работы с телом и их использование при работе с травмой
  • Розен-движение как способ восстановление психофизической целостности, потерянной при травме, через физическое движение
  • Арт-подход — основные понятия. Телесный аспект в работе с травмой
  • Десяти-шаговая модель работы в ЭОТ Н. Д. Линде при работе с травмами, телесный аспект работы
  • Переработка травматического материала с помощью движения глаз (ДПДГ). Метод Ф. Шапиро. Когнитивная психотерапия, телесный аспект
  • Работа с сильными чувствами или отсутствием их при травме в разных подходах

Модули курса

Модуль 1.

Блок 1
Травма. Основные подходы и классификация. Понятие «травма». Основные подходы и классификация. П. Левин «Исцеление травмы» — подход к травме как к соматическому переживанию. Основы психологической работы с травмой.

Блок 2
Телесно-ориентированная терапия. Прогрессивный шаг в психотерапии- появление телесно-ориентированного подхода. Основные школы и представители направления. Характероанализ В. Райха. Биоэнергетичский анализ А. Лоуэна. Биосинтез Д. Боаделла. Бодинамика Л. Марчер и др. Основные понятия подхода — Энергия. Заземление. Дыхание. Важность телесного аспекта в работе с травмой.

Блок 3
Биоэнергетический анализ А. Лоуэна. Одно из ведущих направлений телесно-ориентированной психотерапии. Телесное считывание. Структуры характера и их характеристики с точки зрения возникновения травм развития и работы с ними. Шизоидный и оральный характеры.

Блок 4
Биоэнергетический анализ А. Лоуэна. Работа с травмой развития. Структуры характера как отражение травм развития в теле человека. Телесное считывание. Мазохистический, нарциссический, ригидный характеры.

Модуль 2

Блок 5
Работа с травмой в розен-методе. Определение и симптомы травмы. Противопоказания к розен-терапии. Распознавание травмы, внутренняя реальность. Связь психических и физических симптомов и состояний. Стадии исцеления.

Блок 6
Работа с травмой в розен-методе. Физическое прикосновение и контейнер безопасности как необходимые компоненты исцеления после травмы. Важность работы с диафрагмой для достижения интеграции. Особенности вербального контакта в розен-работе с травмой. Восстановление психической и физиологической саморегуляции. Выбор клиентом освобождения от паттернов выживания.

Блок 7
Метод М. Фельденкрайза — как телесная практика, помогающая в работе с травмой. Основные понятия метода: Функциональная интеграция. Телесное осознавание. Знакомство с техниками работы с телом: восстановления образа себя на физиологическом уровне через восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мышцами. Использование этих приемов для работы с травмой.

Блок 8
Розен-движение — как способ самостоятельного поддержания ресурса в комплексной работе с травмой. Особенности розен-движения (музыкальное сопровождение, ритм, взаимодействие с группой) и их влияние на реабилитацию. Осознавание и принятие лимитов своего физического тела как стадия исцеления от травмы. Важность освобождения диафрагмы и возможность интеграции. Восстановление психофизической целостности, потерянной при травме, через физическое движение.

Модуль 3

Блок 9
Арт-терапия — подходы к работе с травмой. Арт-терапия как древнейший способ работы с травмой. Тесная связь сенсорных и эмоциональных процессов, происходящих в теле во время изобразительной деятельности. Фокусировка клиента на телесных ощущениях и проживание их для работы с травмой.

Блок 10
Эмоционально-образная терапия Н. Линде — работа с травмой.Авторская методика нашего современника, российского ученого, доктора психологических наук, профессора Н.Д.Линде. Его классификация эмоциональных травм и работа с ними в подходе ЭОТ. Десяти-шаговая модель работы в ЭОТ в работе с травмами. Важность телесного аспекта — работа с телесными зажимами по В.Райху.

Блок 11
ДПДГ — когнитивно-поведенческая терапия работы с травмами — переработка травматического материала движением глаз. Основные понятия метода и психофизиологический механизм как адаптивная информационно-перерабатывающая система нашего организма. Знакомство с классическим протоколом ДПДГ. Акцент на телесном проживании травмирующих событий.

Блок 12
Эссе. Групповая работа. Итоговая аттестация.
Подведение итогов: Отчетное представление эссе. Групповое упражнение.
Обсуждение своих итогов курса. Обратная связь.

Структура программы

  • программа длится 3 месяца
  • состоит из трех модулей
  • каждый модуль — это встреча в выходные с 10:00 до 18:00, включающая в себя теоретическую часть и практические упражнения (групповые, в парах) для освоения предлагаемых техник работы с клиентом; возможны демонстрационные работы с кем-либо из участников по их желанию с последующим обсуждением в общем кругу, возможна демонстрация.

Форма одежды: свободная, не стесняющая движения тела.

Количество участников в группе ограничено — не более 16 человек.

Для более полного и глубокого прохождения курса рекомендуется пройти 5 или более сессий личной терапии в рамках предложенных психотерапевтических подходах (у ведущих данного курса или рекомендованных ими других терапевтов). Эта возможность может помочь слушателям получить свой личный опыт эффективности работы с травматическим опытом в решении личных проблем и в более успешной профессиональной работе с клиентами.

Ведущие тренинга

Анна Ликуй — психолог, телесно-ориентированный, арт-терапевт, сертифицированный специалист в области ДПДГ (десенсибилизация, переработка движениями глаз), эмоционально-образной терапии; тренер телесных практик — пилатес, фельденкрайз. Аспирантура московского института Психоанализа, соискатель кандидатской степени в области психологии.

Ольга Комиссарова — клинический психолог, розен-терапевт, директор Российской школы розен-метода. Сертификат Розен Института (Беркли, США).