Интервью кандидата медицинских наук,
психотерапевта Европейской категории Марка Сандомирского
«Итоги и перспективы преподавания курса «Психосоматика и телесная психотерапия»
в Институте семейной и групповой психотерапии

ИГиСП: Марк Евгеньевич, прошла обучение еще одна группа психотерапевтов по долгосрочной (2 года) обучающей программе «Психосоматика и телесная психотерапия». Можно ли подвести итоги?

Во-первых, желаем молодым коллегам успешной работы, активного применения полученных профессиональных знаний и, чтобы они своими молодыми сердцами, свежими мозгами внесли достойный вклад в развитие телесной терапии.
Тот вывод, который был сделан на основе долгосрочных занятий: нужно предоставить молодым психотерапевтам «рвущимся в бой»… а также осваивающим психотерапевтическое поле деятельности в качестве второго (третьего) образования возможность ускоренной подготовки. В результате появился компакт-курс, который позволяет ту же программу освоить за меньшее время без ущерба для качества подготовки — потому что занятия проводятся в форме 10-дневного непрерывного интенсива. Когда информация попадает на уже разогретую интеллектуальную и эмоциональную почве, когда произошло «врабатывание» в рабоче-учебный режим и не нужно тратить время на «раскачку» как при многократных отдельных семинарах, можно больше успеть за меньшее время. Первый 10-дневный компакт-курс по программе «Психосоматика и телесная психотерапия» состоится во второй половине января в Москве. Желающие могут задать все вопросы по мейлу: сonsulre3@mail.ru

ИГиСП: Марк Евгеньевич, в этом году вышел Ваш довольно фундаментальный труд — книга «Психосоматика и телесная психотерапия», которая популярна и среди специалистов, и среди других читателей. Растет количество читателей, накапливаются читательские отклики и вопросы, обращенные к Вам. Можно ли остановиться подробнее на тех аспектах книги, которые представляются существенно новыми и практически полезными.

С одной стороны, на сегодня нет дефицита в литературе посвященной вопросам психосоматики (Малкина-Пых, Кулаков, Старшенбаум, Антропов и Шевченко) и телесной психотерапии (также Малкина-Пых, Якубанеце и другие авторы современных хрестоматий и дайджестов, а также классические работы Лоуэна, Александера, точнее даже двух — Ф. и Ф.М., — Фельденкрайза и иже с ними).
Однако, что касается литературы, посвященной психосоматике, то в ней просматривается некоторая ограниченность подхода. Психосоматика рассматривается или либо чрезмерно психологизированно или абстрактно-теоретизированно — если можно так выразится, это некоторая крайность, некий уклон в сторону «психо». Здесь конечно существует масса красивых теорий от психодинамического символизма и психосоматических типов личностей по Данбар до туманных представлений о «психической энергии» в ее телесных проявлениях…
Другая же крайность — подход узко-клинический специфический медицинский. Когда вся обширная гамма психосоматических расстройств втискивается в прокрустово ложе «нозологических единиц» по МКБ (Поясняем: международной классификации болезней, где психосоматика укладывается в некоторую группу диагностических «кодов», в основном от F43 до F54.) Это можно назвать другой крайностью — односторонним медицинским уклоном, в котором преобладает «соматика».
Истина же, как всегда посередине. И мы описываем некоторый интегративный подход, сочетающий как психологические, так и клинические представления, объединяющие их на общем фундаменте — психобиологическом (как говорят психологи, или физиологическом — в терминологии медицинской, при этом в поле зрения попадают не только классические психосоматические расстройства (большая семерка), но и с одной стороны подавляющая часть обычных соматических заболеваний, в которых с точки зрения классического принципа нервизма нервная система ( а значит и психика) играет достаточно заметную роль. Не будет преувеличением сказать, что сюда относятся как минимум порядка 80% обычных терапевтических заболеваний.
Сюда же примыкает расширенное понимание психосоматических расстройств, включающее наряду с клиническими проявлениями, еще и разнообразные психологические проблемы, в происхождении которых ведущую роль играет эмоциональный аспект.
Следующим важным моментом является выявление роли трансов, как в происхождении этих заболеваний, так и в их устранении. Или, по крайней мере, говоря медицинским языком — повышении качества жизни пациентов. Значительная часть болезненных психосоматических проявлений рассматривается как результат «болезненных» же трансов. А снятие этих симптомов достигается с помощью трансов позитивных, ресурсных.

ИГиСП: Чем отличается Ваша обучающая программа в ее практической, терапевтической части (мы имеем в виду в первую очередь телесную психотерапию) от аналогов?

Что касается телесной психотерапии, которую мы рассматриваем как основной рабочий инструмент психотерапии соматической (или правильнее сказать, психосоматически-ориентированной), то здесь возникает следующая парадоксальная ситуация. Много методов, много тренингов, у начинающих коллег буквально глаза разбегаются от этого многообразия…, и в то же время опускаются руки. Ведь как говаривал еще незабвенный Козьма Прутков, точнее устами этого персонажа вещали мудрые российские мыслители: «Нельзя объять необъятное» Причем количество методов телесной психотерапии непрерывно и неустанно растет. В «Психосоматике» мы предприняли попытку перечислить их в хронологическом порядке — и получили довольно много читательских откликов, связанных с тем, что некоторые новые методики или новомодные разновидности и вариации известных ранее методов в этот список не вошли.
Угнаться за этим ширящимся многообразием просто невозможно. Но в то же время рациональный, критический и отчасти скептический анализ показывает, что многие из новых методов являются по сути лишь повторением ранее известного в некоторой свежей и броской рекламной обертке, своего рода «изобретением велосипедов». Мы же, не ставя задачей изобретать очередной психотерапевтический «велосипед», предприняли попытку объединить ранее известные методы телесной терапии — по крайней мере, классические на базе все того же объективного, физиологического подхода. По аналогии с НЛП, можно назвать этот подход также программированием, только нейрофизиологическим. Здесь прослеживается общность с большинством известных терапевтических подходов, использующих трансы (существует термин «ИСС-ориентированная психотерапия), будь то эриксоновские трансы, классическая суггестия и «новый гипноз», то же НЛП, трансперсональная психотерапия и различные методы групповой психокоррекции. Элемент же новизны связан с ориентацией на неспецифические, физиологические методы индукции трансов.

ИГиСП: Как выглядит этот подход — нейрофизиологическе программирование — применительно к телесной психотерапии?

С этой точки зрения ясно вырисовывается то общее, что присутствует во всех методах телесной психотерапии, а именно — создание разными способами ресурсных кинестетических трансов. Будь то сенсорное осознавание (по Бруксу-Селвер), дополненное визуализацией образа тела и многократно повторяемыми ритмичными движениями, реальными или идеомоторными (по Фельденкрайзу), или словесным самопрограммированием (по Александеру). Будь то снятие «мышечных зажимов» путем релаксации локальной (по Райху), общей (по Джейкобсону), изометрических лоуэновских растяжек, аутомобилизации (методика АМПИР). Или будь то приемы создания «энергетических» ощущений, объединяющие «классику» теелсной терапии (Райх, Лоуэн), современность (БЭСТ и др. многочисленные техники) и древнейшие традиции, дошедшие до нас из глубины веков (ци-гун, пранаяма).
И так как мы знаем, благодаря работам в области психофизиологии, что любой транс представляет своего рода «возврат в детство» или кратковременное переключение нервной системы в «детский» режим функционирования. При этом речь не идет о биографической возрастной регрессии, то есть о детских воспоминаниях, не о регрессии к детским механизмам мышления (фрейдовскому «первичному процессу) или детским механизмам эмоционального реагирования (Яновская «первичная терапия»). А лишь об определенном функциональном состоянии, регрессии, но физиологической. Причем чем глубже этот возврат в детство, тем больше в трансе присутствует кинестетических невербальных механизмов.
И с этой точки зрения оказывается, что подавляющее большинство классических упражнений телесной психотерапии — 100 биоэнергетических упражнений Лоуэна, 12 уроков Фельденкрайза, упражнения системы Александера, райховское «распускание мышечной брони» представляют собой по сути одно и то же. А именно — сознательное повторение, имитацию отдельных механизмов, отдельных «ступенек» возрастного развития психики, возрастного развития нервной системы ребенка. Своего рода «повторение пройденного», только осуществляемое уже в зрелом возрасте. Подобное интегративное понимание позволяет объединить ряд классических телесно-терапевтических упражнений, которые тем самым становится посильным освоить за короткое время начинающим психотерапевтам. Как бы вся телесная психотерапия «в одном флаконе», или правильнее сказать, в одном учебном курсе.

И как и всегда необходимо напомнить, что мы всегда рады вопросам читателей, а также письмам и вопросам коллег, затрагивающим любые аспекты психосоматики и соматической телесной психотерапии. Подчеркнем, что в отличие от вышеприведенной сложной терминологии на занятиях мы общаемся на простом языке, всем понятном и всем доступном, в том числе на языке тела.

Узнать подробнее об учебе >>>