Как сказано в «этических принципах для ведущих группы» IAGP, — «Философия и методология ведущего не должны быть секретом ни для участников группы, ни для профессионалов сообщества». Ну что же, поскольку наш Институт — член этой влиятельной международной организации, новый тренинг «Археология удовольствия» нуждается в теоретическом манифесте. Рабочая концепция Марии Магурской перед вами. Возможно, на этом мы не остановимся.

Директор по Науке ИГиСП
Екатерина Михайлова

По эту сторону принципа удовольствия

Делать то, что доставляет удовольствие, — значит быть свободным.
Вольтер

На протяжении долгой истории философии и этики отношение к Удовольствию и роли его в человеческой жизни менялось не сильно. Преимущественно выдвигались различные аргументы, направленные на ограничение и даже отрицание его ценности и уместности. С одной стороны, они содержали критерии, призванные разделить истинные и ложные, подобающие и неподобающие удовольствия, а с другой — устанавливали ценностные приоритеты, призванные ограничить потребность его получения.

Не претендуя на исторический экскурс, позволю себе несколько афоризмов для иллюстрации:

«Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению» (Аристотель)

«Само презрение к наслаждению благодаря привычке становится высшим наслаждением» (Диоген Синопский)

«Реальность — это разница между тем, что доставляет нам удовольствие, и тем, чем мы вынуждены довольствоваться» (Габриэль Лауб)

Утверждалось, что удовольствие допустимо, если, стремясь к нему, индивид не нарушает свои обязанности и не ущемляет чужие права или не препятствует нравственному совершенствованию и духовному возвышению человека, а также принципам милосердия и альтруизма:

«Отказывайся от всякого удовольствия, которое не полезно» (Демокрит)

«Самое высшее удовольствие в жизни — сознание выполненного долга» (Уильям Хэзлитт)

Существовало устойчивое убеждение, что следствием получение удовольствия является неизбежная расплата за него:

«Несвоевременные удовольствия порождают неудовольствия» (Демокрит)

«Минутное удовольствие часто бывает причиной долгих страданий» (Кристоф Мартин Виланд)

и продолжает находить отражение и в современном Интернет-фольклоре:

«Не гоняйся за наслаждением, иначе оно станет гонять тебя» (В. Мозговой)

«Трудно жить в своё удовольствие, не задевая чужого» (А. Минченков)

Видимым исключением была этическая позиция Гедонизма, одной из основных идей которого было убеждение, что удовольствия не награда за достигнутую цель, а сама цель, что стремление к удовольствию и отвращение от страдания есть коренной смысл человеческих действий, реальное условие счастья.

Однако, среди афористичных высказываний можно обнаружить и компромиссные взгляды:

«Умеренное удовольствие снимает душевное напряжение» (Сенека (младший))

«Пока философы спорят, что является главным добродетель или наслаждение, ищи средства обладать и тем, и другим» (Фрэнсис Бэкон)

Казалось, Зигмунд Фрейд внес достаточную определенность относительно этого вопроса, написав свою знаменитую работу — «По ту сторону принципа удовольствия» в 1920 году и практически переместив фокус рассмотрения из сферы философии и этики в область естественных наук, присвоив удовольствию роль регулятивной и сигнальной функции психики. В такой форме определение удовольствия и вошло во многие современные философские словари, приобретя безоценочный оттенок и статус одной их рабочих функций психического аппарата, тем самым, утвердив законное и естественное право на существования этого положительно окрашенного переживания, как естественной потребности.

Однако сомнения в праве на удовольствие и его допустимости, сознательное или бессознательное избегание радости и невозможность найти реальные и разрешенные пути реализации желаний одна из самых распространенных проблем современного человека.

«Ничего не радует», «ничего не доставляет удовольствие, как раньше (в детстве, молодости, 5 лет назад…)», скука, «нет куража, драйва», «для удовольствия нет времени (денег, компании, сил и т.д.) — характерные жалобы людей вне зависимости от возраста, достатка и занятости.

Попытаемся понять, почему так происходит и что надо сделать, чтобы пересмотреть свои отношения с Удовольствием, как найти и утвердить его законное место в жизни человека.

Начнем с того, что переживание Удовольствия/неудовольствия — самый ранний и первый отклик человека на воздействия внешнего мира, потому что это — биологический механизм. Неудовольствие связано с напряжением, а живому организму присуще бессознательное желание его уменьшать или совсем устранять. Когда индивид начинает испытывать неудовольствие, то его стремления направлены на прекращение или изменение ситуации, с которой связана подобная реакция. Это происходит, например, в ситуации тревоги, физического дискомфорта, ощущения биологических потребностей. Способность ощущать удовольствие/ неудовольствие на физическом уровне возникает с первых минут жизни человека и остается на всю жизнь.

Когда мы говорим о напряжении, имеется в виду некоторый оптимальный, переносимый для индивида уровень дискомфорта, характерный в момент столкновения его желаний и возможности их реализации. Часто повышение напряжения может быть скорее приятным и усиливать переживание удовольствия. Действия и фантазии, относительно отсроченного результата могут доставить даже больше положительных эмоций, чем свершившийся факт.

Таким образом, с потребностью в удовольствии бесполезно бороться — это то, что неотъемлемо присутствует с первых минут жизни человека и является его встроенным биологическим механизмом.

Изначально поведение младенцев и маленьких детей регулируется главным образом принципом удовольствия. Младенец желает быть немедленно накормленным, он не выносит физический дискомфорт, отсутствие мамы (или фигуры ее замещающей). Но постепенно, когда у младенца начинает формироваться внутренний образ заботящегося о нем человека, система собственных воспоминаний об ощущениях, связанных с процессом удовлетворения его потребностей, таким образом, он становится способным избегать неудовольствия путем фантазий и действий. Ребенок может обходиться соской, сосать собственный пальчик или уголок подушки, а не заходиться в крике, «призывая» немедленно покормить его. Интервал между возникновением желания и его удовлетворением увеличивается, при этом у младенца не возникает чрезмерного напряжения, в этот момент он не напуган, не испытывает сильную тревогу и злость. Ребенок становится более автономным, «самостоятельным», и одновременно, у него возникают зачатки активности и способности заботится о себе. Главное, чтобы интервалы отсутствия заботящейся фигуры и совершения адекватного отклика на потребности младенца были посильны для него, чтобы его ресурса хватило до прихода мамы, иначе он может «разуверится» в безопасности внешнего мира, своей состоятельности, любви и возможности удовлетворения собственных желаний. Что может привести во взрослой жизни к недоверию себе, другим людям, их и своим чувствам, к ненасыщаемости потребностей или, наоборот, отказу или невнимательности к собственным желаниям и как, следствие агрессивному, отношению к миру и себе.

А это означает, что со способностью испытывать удовольствие связан процесс формирования дальнейшей активной и творческой позиции человека, необходимой для сохранения его психологического благополучия, возможности любить и быть любимым, заботиться о себе и качестве собственной жизни.

Итак, можно с определенностью говорить о положительной роли удовольствия в жизни человека и о «принципе удовольствия», как о главном естественном регуляторе психических процессов, или душевной деятельности, или, по определению З. Фрейда, — проявлении «инстинкта жизни».

Следующий этап отношения индивида и Удовольствия начинается тогда, когда ребенок уже достигает достаточной автономии, чтобы встретиться с реальностью. Допустим, что он пополз, а затем и пошел и стал оказываться за пределами безопасного пространства кроватки. Сперва — это столкновение с физической реальностью: о горячее можно обжечься, об острое пораниться, о твердое ударяться, собака или кошка может укусить, а с кровати можно упасть и т.д. И как бы ни были привлекательны все эти предметы, существуют причины, по которым взаимодействия с ними могут привести к нежелательным или опасным последствиям. Фрейд писал: «…принцип удовольствия присущ первичному способу работы психического аппарата и что для самосохранения организма среди трудностей внешнего мира он с самого начала оказывается непригодным и даже в значительной степени опасным». И к фантазированию добавляется способность адаптивного поведения, а на место принципа удовольствия начинает приходить «принцип реальности», «который, не оставляя конечной цели — достижения удовольствия, откладывает возможности удовлетворения и временно терпит неудовольствие на длинном окольном пути к удовольствию».

Кроме того, все опасные действия, которые пытается совершить ребенок, сопровождаются беспокойной и запрещающей реакцией взрослых. В их отклике ребенок слышит неодобрение, начинает чувствовать ограничения и напряжение. Психологически он встает перед выбором потерять главное удовольствие в своей жизни — любовь родителей или отказаться от ситуативных желаний. На этом этапе родители выполняют важную задачу: нахождения компромисса между собственной тревогой и необходимостью указать рамки и границы дозволенного для ребенка. Одновременно не переусердствовать с запретами, подавив стремление познавать мир, экспериментировать, получать удовольствие от собственных способностей или помогать учиться более гибко и разнообразно находить разные пути получения радости и удовлетворения.

Предположим, что в какой-то своей детской игре ребенку, ну скажем, лет 3-х – 4-х захотелось покачаться на стуле. Это весело, это на грани контроля манипулирования предметом реальности, кроме того, как сказали бы психоаналитики, подобные действия аутоэротичны. Короче, удовольствия много. Символического смысла тоже. Конечно, стул может перевернуться и упасть, ребенок может удариться головой. Запрещая или наказывая, не предлагая замены, родители, по сути, накладывают массу запретов: на эксперимент, на проверку собственных возможностей, на сексуальность, на удовольствие как таковое. Кроме того, при этом ребенок получает сообщения: когда тебе хорошо, я тебя не люблю, я не верю в твои способности, у тебя ничего не получится. Не пугайтесь. Если такого рода запреты не система воспитания, то ничего страшного не случится. Родители могут быть уставшими, занятыми своими проблемами и ограничить — это большее, на что они способны в этот момент. Главное, чтобы такая реакция не была правилом. Лучший способ — это найти для ребенка замену опасного занятия либо по схожести ощущений (на коленях, наконец, покачать) либо по интенсивности удовольствия.

А ведь это только начало встречи с реальностью. И если в этот момент ребенок находится в переживании «люблю — не люблю», то дальше к годам 5-7 добавится переживание «виноват — не виноват». Возникнут моральные запреты, правила и нормы общества. Семейные установки, требования детского сада, школы, правила социальной среды часто приходит в конфликт с желаниями ребенка. По сути, общество стремится взять под контроль стремления индивида. Кроме того, есть объективные возможности, материальный уровень семьи, условия жизни, то, что также ограничивает возможности получения удовольствия и непосредственного и скорейшего исполнения желаний. И если нормы, законы оспорить практически не возможно, то многие решения, которые принимает ребенок в детстве под влиянием запретов и неодобрения со стороны окружающих, во взрослой жизни возможно пересмотреть. Многие мечты, которые не были неосуществимы в детстве, могут «сбыться», конечно, в адаптированной форме, в настоящей реальности выросшего ребенка.

Многие слышали слово «сублимация». Оно обозначает процесс, направленный на то, чтобы запретные влечения и желания, которые нельзя реализовать в непосредственном виде, могли приобрести форму доступных мыслей и действий, а напряжение, которое в связи с этим возникло, могло «разрядиться» в приемлемой для общества форме. Это касается и сексуальных, и агрессивных влечений. Агрессивная или сексуальная энергия, направленная на объект (другого человека, ситуацию, самого себя) биологически находит выход и разрядку не в прямом взаимодействии, а в творчестве, энергии достижения, в физической нагрузке и т.д.

Человек, утверждающий, что никогда не испытывает агрессивных чувств, находится в глубоком заблуждении. Попадая во взрослую жизнь, где есть место оценке и конкуренции, он невольно втягивается в борьбу против других. В самоутверждении, в достижениях, человек социально приемлемым способом завоевывает свою позицию по отношению к себе подобным, утверждает свою силу и правоту, демонстрируя свою привлекательность и превосходство. «Самое высшее наслаждение — сделать то, что, по мнению других, вы не можете сделать» (Уолтер Бэджот). Его окружение сталкивается при этом не с его «чистыми», примитивными инстинктами, а «обработанными» и выраженными в символическом и одобряемым обществом действии.

Взрослый человек, обладающий достаточной автономией и психической зрелостью, отличается от маленького ребенка, тем, что он, как сказали бы психоаналитики, умеет создавать себе подходящую «мать-обстановку». Это означает умение формировать для себя среду, где есть место удовлетворению большинства собственных потребностей: биологических, интеллектуальных, социальных. При этом, что особенно важно, он не надеется получить это от одного объекта. Например, человек не ожидает, что только работа будет соответствовать одновременно его материальным, интеллектуальным и творческим потребностям, а также желаниям быть признанным, понятым, и любимым. Что партнер не всегда может удовлетворить и сексуальные, и интеллектуальные потребности, и будет заботиться о нем при этом, как родная мать, Что с одними друзьями хорошо находиться в совместном творческом процессе, а у других искать понимание и поддержку. Такой человек, имеющий реалистичные ожидания, умеющий гибко формировать среду, отвечающую его потребностям, имеет более низкий уровень напряжения, тревоги и агрессии, и как следствие больше энергии, уважения к себе и удовольствия от собственной жизни.

Таким образом, следующий вывод, который мы можем сделать: существует определенная связь между удовольствием и запретами, как внешними, так и ставшими внутренними в процессе развития каждого индивида. Чрезмерное количество запретов, необоснованных его адаптационными задачами, влияют на возможность испытывать удовольствие от жизни. Несформированная способность находить допустимые и адекватные формы реализации собственных желаний и влечений приводит к чрезмерному внутреннему напряжению, негативным эмоциям и неудовлетворенности от собственного окружения и самого себя. Тратится много сил на сдерживание «запретных» агрессивных импульсов, и как следствие, по «принципу замкнутого круга» не хватает энергии на получение удовольствия.

Исследуя принцип удовольствия, Зигмунд Фрейд отмечал, «удивительный факт», «что «навязчивое повторение» воспроизводит также и такие переживания из прошлого, которые не содержат никакой возможности удовольствия, которые не могли повлечь за собой удовлетворения даже вытесненных прежде влечений… что и при господстве принципа удовольствия есть средства и пути к тому, чтобы само по себе неприятное сделать предметом воспоминания и психической обработки». Он отметил, что дети часто предметом и темой своих игр выбирают такие события, которые доставили им болезненные переживания, как, например, поход к врачу, разлука с родителями и т.д. Предполагалось, что в подобном случае совершалась попытка активного овладения травматическим переживанием, смысл которой заключался в том, что ребенок пытался стать инициатором и взять под контроль те события, в которых он чувствовал себя беспомощным, обиженным, испытывающим физический дискомфорт и бессилие. Однако «переигрывания» болезненной ситуации, с другим, более благополучным исходом в этой игре, часто, не происходило. Ребенок как будто застревал в бесконечном повторении наносящего ему психологический урон событии.

Заметим, что во взрослой жизни также распространены ситуации, которые характеризуются выражением «наступить на те же грабли». Отношения в неудачном браке, который был расторгнут, развиваются буквально или подобно со следующим партнером, схожие проблемы «переходят» с одной работы на другую, поведение, которое принесло нежелательные результаты, воспроизводится в следующей похожей ситуации.

В этом контексте, Фрейд сделал вывод, который воспринимается современной наукой неоднозначно и считается спорным. Он писал: «Влечение с этой точки зрения можно было бы определить как наличное в живом организме стремление к восстановлению какого-либо прежнего состояния, которое под влиянием внешних препятствий живое существо принуждено было оставить, в некотором роде органическая эластичность или, если угодно, выражение косности в органической жизни». Он увидел связь влечения и навязчивого повторения, как вытесненный инстинкт смерти [влечение к смерти], как стремление к энтропии и неизменному состоянию. Это то, что лежит по ту сторону принципа удовольствия.

Не оспаривая и не защищая его позицию, будем говорить о том, что на бессознательном уровне принцип удовольствие реализуется, говоря бытовым языком, в том, что «пусть недостаточно хорошо или и вовсе плохо, зато привычно». А это означает, что в однообразии, привычности и повторяемости тоже сокрыто стремление к удовольствию.

Осознанно или бессознательно реализуя принцип удовольствия, можно выбирать путь отрицания возможности изменений, повторного переживания травматического опыта и сохранения негативных эмоций. Можно не называть это влечением к смерти, однако, очевиден конфликт с описанной выше творческой, инициативной и структурирующей личность человека позицией, обеспечивающей его основными целями и смыслом жизни.

Таким образом, очевидно, существуют два пути реализации принципа удовольствия, один активный, творческий и более осознаваемый, другой скорее бессознательный, пассивный лишенный радости, и возможности инициативного отношения к собственной жизни.

Возникает закономерный вопрос, каким образом оставаться по эту сторону принципа удовольствия, какие психологические задачи необходимо решить для того, чтобы достигший эмоциональной и физической зрелости человек мог стать создателем для себя такого жизненного пространства, чтобы оно не только отвечало его потребностям, но и доставляло радость и удовлетворение.

Руководствуясь сказанным выше, перечислим некоторые шаги, которые надо совершить на этом пути.

  1. Необходимо признать, что потребность в радости, удовлетворении собственных потребностей, реализации собственных желаний и влечений — это биологически обусловленный механизм. Каким бы путем это ни происходило — это то, что уже есть в Вашей жизни. Бороться с этим бесполезно. Часто выбором является консервативный путь, лежащий «по ту сторону принципа удовольствия». Надо понимать, что и в этом случае, вы уже во власти принципа удовольствия, но без ощущения удовлетворения и радости.
  2. Надо понимать и быть готовым, что начало движения к удовольствию будет не легким и непривычным. Первые шаги могут потребовать от вас бОльших эмоциональных и интеллектуальных затрат, энергии и сил, сопровождаемых тревогой и сомнениями. Это нормально. Важно разумно оценить собственные ресурсы и возможности, поискать источники сил, времени. Возможно, отказаться от чего-то, в пользу другого. Лучше найти единомышленников и поддержку, но понимать при этом, что не все окружающие и не всегда смогут разделить и понять ваши стремления. Более того, часто ваши желания могут находиться в противоречиях с их интересами. Так, например, затевая интересный проект на работе, вы можете огорчить своих домочадцев тем, что голова «занята не ими», не все ваше время и внимание принадлежит им, однако, ваши коллеги могут вполне разделять ваше стремление и послужить вам эмоциональной опорой. Старайтесь довольствоваться тем, что возможно получить от людей, находящихся рядом с вами, учитесь различать, быть способными воспринимать и ценить те знаки внимания и одобрения, которые возможны в данной ситуации. Но главным образом, надейтесь на себя, ведь вы нашли то, что вас увлекает и радует. Важно, чтобы стремление к радости не стало непосильной работой и тяжелой обязанностью.
  3. Удовольствие часто связано с запретами. Внешние запреты можно обходить, находя источники радости в других сферах жизни и собственной деятельности. Самые большие ограничения несут в себе запреты, которые стали внутренними. Часть из них принадлежит обществу, часть собственной родительской семье, а некоторые уходят корнями в семейную историю. Какие-то возникли в результате «каждодневного» воспитания, сознательных и бессознательных установок вашего окружения, какая-то часть в результате реакции на ситуацию, которая могла быть связана с испугом, ощущением беспомощности или угрозой потери любви со стороны близких людей. Обычно последние переживания характерны для раннего детства. Часто реакции, сформировавшиеся, как внутренние запреты, обещания, данные человеком, были необходимы в тех обстоятельствах и уже не работают в его новых жизненных условиях. Тем не менее, отказаться от них не получается.
    Проведите «инвентаризацию» собственных запретов. Научитесь отличать внешние и внутренние ограничения. Не новость, что многие внутренние запреты родом из детства. Знайте, что было «правильным» тогда, может мешать вам сейчас. Например, ваше поведение, что «работало» по отношению к «фигурам власти» (учителя, воспитатели, др. взрослые) в детстве, может быть заменено более комфортными для вас и разнообразными реакциями в нынешней взрослой жизни. Та лояльность семье, ее принципам и предписаниям, на самом деле связана только с частью ее истории, и ограничения, как правило, возникали в ситуациях, связанных с экстремальными обстоятельствами и задачами выживания. Соблюдение их в современных условиях не есть необходимость сегодняшнего дня. Более того, почти наверняка, существует другая, скрытая от осознания часть истории вашего рода, на которую можно опереться в и получить поддержку.
  4. Удовольствие должно соответствовать той жизненной ситуации, в которой Вы находитесь. Не разочаровывайтесь, если то, что радовало раньше, не приносит удовольствие сейчас. Или то, что было возможно в более молодом возрасте, недоступно сегодня. Ищите возможные формы. Вы любили играть в спортивные игры? Попробуйте понять, что именно Вас привлекало: физическая активность, чувство командного единства, динамичность игры, чувство преодоления, эмоции победителя или что-то другое. Помните, что у вас есть возможность получить схожую мозаику переживаний из разных областей своей деятельности. Детские, юношеские мечты и желания не могут быть воплощены в неизменном виде. Справедливо и обратное. Например, если в школьные годы у вашей семьи не было возможности учить вас танцам, рисованию, музыке, каратэ и т.д., то, может быть, еще возможно сделать это сегодня. Возможно, чемпионом вы не станете, но ответьте себе на вопрос, что вы хотите: испытать удовольствие от процесса или быть лучшим. Знайте, что это два разных стремления. И первое можно реализовывать непосредственно в означенных областях, а второе в какой-то другой сфере своей жизни.
  5. Удовольствие не бывает идеальным. Если вы, думая о своих желаниях, представляете абсолютно совершенную картину, то знайте, вы уже «убили» удовольствие. Любой процесс и любой результат будет отличаться от эталона. Сравнение не в пользу замысла будет вызывать у вас агрессию и чувство собственной несостоятельности. И можно ли в этом случае говорить об удовольствии? Путь к получению радости не бывает абсолютно бесконфликтным. Реализуя свои стремления, вы вступаете в противоречие с желаниями других. Важен разумный компромисс интересов окружения и ваших собственных, разумное и адаптивное и изобретательное отношение к ограничениям и умение переносить тревогу, характерную для нового начинания и эксперимента.

Умение находить радость в жизни — это активный, творческий и целенаправленный процесс. Получать удовольствие, испытывать положительные чувства — это важнейшая задача психологически зрелого человека, залог его комфортной и полноценной эмоциональной жизни и признак его способности заботится о себе.

Мария Магурская