Екатерина Михайлова

Журнал «Компания»
Деловой еженедельник
26 Февраля 1998
Практикум
Рубрика: Психолог 

— Бабушка, а почему у тебя такие большие глаза?
– Чтобы лучше видеть тебя, дитя мое.

Разглядывая нового знакомого, каждый из нас пользуется уникальной «оптикой».

Первая встреча с потенциальным партнером, клиентом, сотрудником, работодателем. Большинство людей больше доверяют тому, что видят в собеседнике, чем его словам. И правильно делают. Ничто не может заменить смутного впечатления, которое возникает от взгляда своими глазами. Порой нам самим неизвестно, на чем оно основано.

Пальцы домиком

Кто из нас в тайне не мечтает хорошо разбираться в людях? Да не просто хорошо (этот дар мы и так себе приписываем), а очень хорошо.

Популярные руководства типа «Как с легкостью читать другого человека», конечно, интересны. Их главная прелесть – есть и их главная слабость.

Руководств how-to-look, наставляющих, как оценивать другого человека «на глазок», за последние двадцать лет опубликовано море. Но все они рассматривают поведение человека как некий словарь. Сложил пальцы домиком – что-то скрывает (привет Черномырдину с плакатов НДР двухлетней давности!), дотронулся до собственного носа (а до чьего же еще?) – пребывает в замешательстве, скрестил руки на груди – ушел в глухую защиту… Просто и хорошо — учи словарь и «читай» всех, кого нужно. Правда, они тоже умеют читать.

Очевидных плюсов у таких руководств два. Первый – некоторые их выводы, действительно, хорошо обоснованы и, став достоянием многих, постепенно формирует привычку смотреть и видеть. А это само по себе важно.

Скажем, десять лет назад упомянутые в лекции психолога сведения о том, что закрытая поза (скрещенные руки, нога на ногу) соответствует закрытой позиции в диалоге, воспринимались как Большой Секрет. Сегодня его знают все, а не только те, кто побывал на тренингах активной коммуникации. Это хорошо. Потому что, начав смотреть и анализировать, остановиться уже трудно, и общий уровень компетентности на глазах растет.

Другой плюс популярных руководств в том, что каждый профессионал, работающий с людьми, понимает, что все гораздо сложнее. Собственный опыт на несколько порядков превышает всякую книжную премудрость. «Советы психолога», между нами говоря, пользуются популярностью прежде всего потому, что их всегда можно оспорить – «а вот у меня не так!» — и оказаться правым. И на здоровье! Потому что реальное умение смотреть, видеть и понимать поведение берется не из книг.

Поэтому, не вдаваясь в дискуссию о том, скрывает ли что-то сложивший пальцы домиком – мы-то с вами понимаем, что не всегда – обратим внимание на несколько практических аспектов «оценки на глаз».

А именно на то, как мы смотрим, как распоряжаемся полученной информацией и как можно немного уменьшить предвзятость своих выводов.

Что касается Больших Секретов – не будем обольщаться. Если бы были какие-то четкие, абсолютные внешние признаки, скажем, надежности, лояльности или склонности к интригам, эти Большие Секреты были бы известны всем. Со всеми вытекающими последствиями.

Чтение на ходу

Итак, мы готовимся к встрече. Хотим заострить свою способность видеть и понимать, кто перед нами.

Чтобы лучше настроиться, неплохо время от времени наводить порядок в своей системе считывания зрительной информации. Задайте себе вопрос: «На что я обращаю внимание при разглядывании другого человека?» Одежда? Рост, комплекция? Манера двигаться, походка, позы, жесты? Мимика и движение глаз? Соответствие интонации и неречевого поведения произносимым словам? Паузы, заминки, запаздывающие реакции? Признаки мышечного напряжения, скрытого волнения? Что-то еще?

По каждому вопросу написаны тома исследований. Практически важно другое: если ваша опора на «любимые» параметры дополнится вниманием к тем, которые обычно в тени, впечатление и оценка сформируются быстрее и будут содержать больше оттенков.

Например, деловые контакты часто происходят за столом – письменным или «столом переговоров». Естественна привычка наблюдать прежде всего за руками и лицом. Хорошо, но мало.

Искушенные «людоведы» не пренебрегут наблюдением за тем, как Некто входит в комнату – первое впечатление всегда важно, а в движении человек меньше контролирует себя. Обратят они внимание и на то, как Некто усаживается. А при возможности вообще предпочтут беседовать не через стол, а сидя в креслах. Так больше видно.

Признаков, значимых элементов, которые можно интерпретировать, в поведении десятки, если не сотни. Невозможно и ненужно их считывать «построчно»: на девятом забудется второй, семнадцатый будет противоречить шестому.

Ничего другого не остается, кроме как положиться на собственные бессознательные механизмы целостного восприятия, лишь помогая им «насытиться» наблюдаемыми деталями.

Беседа с пленником

Кто много и успешно занимается оценкой внешности и поведения других людей, так это опытные консультанты по персоналу, следователи и психотерапевты. Все они сходятся в одном: оценки, версии, диагноза. Дальше не столько наблюдаем за человеком, сколько «подгоняем под ответ».

Поэтому даже в течение десятиминутной беседы желательно раз-другой изменить «картинку», как бы увидеть человека заново. Если угодно, слегка сбить себя с толку, заставить свою наблюдательность проснуться и вновь начать действовать.

Некоторые «людоведы» во время беседы даже буквально меняют угол зрения – скажем, дистанцию до собеседника, отойдя от него зачем-либо. Другие просто дают себе чуть-чуть отвлечься от собеседника, а когда возвращаются взглядом к нему, буквально в это мгновение видят что-то новое. Третьи мысленно «отключают звук», ненадолго.

Приемов много, смысл один. Дать себе маленькую паузу, в которой лучше осознается первое (второе, четвертое, седьмое) впечатление. А затем вернуться, за новым впечатлением.

Во всяком диалоге люди друг на друга влияют. Одно из проявлений этого – вольная или невольная подстройка, некоторое уподобление собеседнику. В интонации, позе, выражении лица. В том, как нам отвечают «в тон», следуют за нашей мыслью легким изменением мимики, незаметно кивают… Такое «зеркальное» поведение может быть элементом активного слушания и служить контакту, а может – зеркальным щитом, блокирующим слишком проницательный взгляд. В любом случае, если вы хотите хорошо прочувствовать человека, который перед вами, бывает очень полезно ненадолго сесть, как Некто… сложить руки, как он… наклонить голову, поднять бровь, подышать, как Некто… но не забыть «вернуться».

Поразительно, насколько много тонких признаков состояния собеседника приносят эти короткие «вылазки на чужую территорию». С опытом они становятся все короче и незаметнее, а больше информации получает тот, кто умеет уловить и «отложить на хранение».

Природная мудрость

Напряженное внимание утомляет. Как бы не было важно придти к отчетливому выводу в отношении собеседника, если вы – сплошное зрение и слух, а к тому же еще безостановочно работает мысль, фильтрующая впечатления, через пятнадцать минут такого контакта вы будете «никакой». Восприимчивость пропадет.

Поэтому чтобы увидеть больше, необходимо… отвлекаться. Вспомните, как мы порой находим потерянную вещь боковым зрением, не замечая ее «под носом».

Вот и в ходе беседы важно устраивать себе какие-то паузы, как бы «забывая» на полминуты о главной цели.

Один консультант высочайшего класса как-то признался в частной беседе, что в разгар напряженного собеседования, заняв своего визави ответом на непростой вопрос, он позволяет себе просто «поплыть» в потоке собственных ассоциаций: на какое животное или птицу похож человек? В костюме какой исторической эпохи он видится? Какое лицо у него во сне? Ну и так далее.

Этот мастер тонкой и точной оценки других утверждает, что это позволяет ему уловить те аспекты своего впечатления, которые «в лоб» не ловятся, ускользают. Конечно, тут важно не заиграться. С собственным бессознательным иногда шутки плохи.

Вы, как и каждый человек, давали верную оценку собеседнику и ситуации сотни, тысячи раз, начав практиковаться в этом жизненно необходимом деле буквально с рождения. Ваш опыт уникален. А ошибки – они были, конечно, и будут еще – это тоже часть опыта.

Это так, и никакой Большой Секрет тут ничего изменить не может.

Очень полезный вопрос, который время от времени стоит себе задавать всякому, кто профессионально работает с людьми, таков: когда я ошибаюсь в людях, что становится моей «ловушкой»? С каким стереотипом собственного восприятия стоит поработать? Чему меня научил мой последний «прокол»?

Ответ «осторожность» – не засчитывается. Важны детали. Потому что только они позволят понять механизм собственной пристрастности или «избирательной близорукости».

В общем, каждый из нас пользуется уникальной «оптикой». Для точного восприятия и оценки других людей важно время от времени ее отлаживать, «протирать мягкой тряпочкой». И, как минимум, немножко знать ее устройство.

Кстати, не имеете ли вы привычки складывать пальцы «домиком»?