Программы представленных мастерских:


Арттерапия в работе с кризисной и травматической личностью

Цель мастерской состоит в получении участниками навыков психотерапевтической работы с людьми, находящимися в сложной кризисной или стрессовой ситуации, или получившими эмоционально-психологическую травму, в русле арттерапии.

В программе будет:

  • определение понятий кризисной и травматической личности,
  • арттерапевтические стратегии в работе с кризисной личностью,
  • рисуночная методика «Путь» при работе с экзистенциальнми кризисами,
  • создание собственной маски клиента и психотерапевтическая работа с ней,
  • демонстрационная сессия работы с архитипической марионеткой,
  • будет рассмотрена рисуночная техника «Колесо ведьмы», как метод оказания экстренной психологической помощи,
  • будут представлены авторские техники работы с кризисной личностью

Мастерская предназначена для:

  • практикующих психологов,
  • врачей психиатры-психотерапевты,
  • студентов психологических факультетов ВУЗов,
  • и тех, кто интересуется данным методом или хотел бы познакомиться с ним ближе.

О тренере:

Маргарита Равикович – клинический психолог, сертифицированный арттерапевт, телесно-ориентированный терапевт, специалист по психосинтезу, сертифицированный НЛП-Мастер, сертифицированный специалист по трансперсональной психотерапии, участница программы по Гештальт-терапии в МГИ.

Более 6 лет работала в ИПиКП в должности клинического психолога, ведущего индивидуальный прием и психотерапевтические группы, а так же руководителя медицинского отдела Института.

Успешно работает с невротическими состояниями, тревожными расстройствами, психосоматическими заболеваниями, психологическими травмами, посттравматическими и кризисными состояниями.

В сферу научных интересов входит работа с ПТСР и вторичной травмой у спец. контингента, проблемы психологической адаптации спец. контингента по возвращению из мест прохождения службы или зоны ЧС. А также психологическая реабилитация пострадавших в ЧС – катастрофах, стихийных бедствиях, террористических актах и пр.


Взаимодействие со СМИ в Вашу пользу
Как раскрутить себя при помощи СМИ

Вы профессионально занимаетесь психотерапией и консультированием? Значит, Ваша помощь, безусловно, необходима многим людям – Вашим потенциальным клиентам. Проблема только в том, что они пока ещё не знают, что именно Ваша помощь им жизненно нужна. А некоторые не знают даже, что такая помощь вообще им нужна. (Конечно, делают вид, что не знают – вытесняют это знание, до поры до времени обманывают себя.)

И значит, Вам желательно из позиции пассивного ожидания перейти в активную, субъективную позицию – сделать шаг навстречу потенциальным клиентам. Назначить им встречу, от которой они не смогут отказаться – по той причине, что по собственной воле окажутся в определённом Вами месте в заданное время. Причём придут туда целой группой, нередко многотысячной толпой, для того, чтобы узнать нечто новое и интересное…

Конечно, речь идёт о встрече на просторах информационного пространства, о взаимодействии со СМИ для привлечения клиентов и продвижения психологических услуг. И это взаимодействие должно быть партнёрским – чтобы Вы использовали СМИ, а не только СМИ использовали Вас.

Об этом и пойдёт речь на нашем семинаре. Вы узнаете, как правильно взаимодействовать с разными СМИ (пресса, радио, ТВ) и использовать Интернет для того, чтобы потенциальные клиенты познакомились с Вами и смогли Вас найти…

И всего этого можно добиться без каких бы то ни было затрат на рекламу.

Ведущие мастерской – Марк Сандомирский и Илья Шабшин.


Вопросительный тренинг

Все мы задаем вопросы – про себя и вслух, себе и другим. Иногда вопрос обращен в прошлое, а иногда связан с будущим. Но самые главные вопросы – это вопросы про настоящее:

Кто я?
Почему я сейчас именно здесь?
Куда я иду, в каком направлении двигаюсь?

Иногда накопившиеся вопросы сами собой складываются в сумбурные интервью, остающиеся нереализованными и засоряющими наши ментальные процессы.

Насколько же плодотворным может быть наш внутренний диалог? А диалог с другими? Умеем ли мы задавать «правильные» вопросы? В том числе себе? И готовы ли получать честные ответы?

Какие выводы мы делаем, когда получаем ответ, не соответствующий нашим ожиданиям? И как поступаем в таких случаях?
Всегда ли вопрос предполагает ответ? И всегда ли ответ рассматривается нами как сигнал к действию?
Можно ли получить правильные ответы, задавая «не те» вопросы?
Или вообще их, не задавая? Всегда ли ответ приходит на тот вопрос, который задан?

На мастерской-тренинге участникам будет предложено несколько эффективных упражнений, которые помогут включать и реализовывать «режим интервью» в ситуациях, которые предполагают необходимость действовать, сообразуясь с правильными ответами.

Вы сможете побыть в роли репортера, который задает острые, порой неудобные вопросы, провоцирующие ответы. И в роли человека, ставшего мишенью для таких репортеров. Почувствуете на себе, что значит оказаться на пресс-конференции под перекрестным огнем любопытных журналистов.

Вы сможете овладеть еще одним инструментом, помогающим обрести понимание происходящих в Вас процессов и обрести мир с самими собой.

Развить умение задать себе в определенный момент, даже самый дурацкий вопрос, который выведет на Нужный Ответ, а стало быть, на Нужное Действие – вот цель этого тренинга.

Ведущий – Сергей Щепилов.


Исследование образа в аналитической практике (образ-символ-архетип)

«Когда разум пытается объять некий символ,
то неизбежно приходит к идеям,
лежащим за пределами логики»

Карл Густав Юнг

Бессознательное говорит с нами на языке символов, воспринимая который человек постигает мир. Умение понимать символы и знаки – насущное условие выживания и важнейшее человеческое искусство.

Эта мастерская предполагает многоуровневое исследование конкретного образа, анализ клиентских работ, отрывков документального и анимационного фильмов.

О тренере:

Виктория Ивановна Андреева – аналитический психолог, преподаватель психологии, член Московской Ассоциации Аналитической Психологии (МААП).


«Между замыслом и воплощеньем…»

Между замыслом
И воплощением
Между порывом
И поступком
Опускается Тень

Т. Элиот, «Полые люди»

Эта мастерская-исследование адресована всем тем, чье творчество и работа связаны с другими людьми – с необходимостью уточнять и согласовывать, прояснять и договариваться, обнажать конфликты и находить пути их урегулирования.

Она продолжает и развивает тему, поднятую в диагностическом тренинге «Переговоры, или Игра на выбывание», о том, с какими подводными камнями и/или «тенями» сталкиваются люди, готовясь и садясь за стол переговоров.

Я убеждена в том, что одним из наиболее важных этапов в успехе любых переговоров, является подготовительный, или стадия пре-контакта, если говорить в терминах гештальт-терапии.

Как и раньше, на мастерской мы будем анализировать процесс традиционных для тренингов переговоров деловых игр, но с фокусировкой на ситуации, контексте, а также на том, что и как происходит «между… замыслом и воплощеньем».

Я рассчитываю, что вместе нам с вами удастся высветить и оттенить важные на данный момент фигуры и смыслы каждого из участников.

Ведущая мастерской – Ирина Елисеева.


Первая и Единственная

Первичная встреча бывает, конечно, с каждым клиентом. Всем терапевтам известно, что именно от искусства ее проведения зависит, продолжится ли наш с ним контакт. В своей мастерской мы рассмотрим различные варианты и секреты повышения эффективности первой встречи.

При этом, если высоко продуктивная (с точки зрения клиентов) первая встреча – это искусство, то КРАТКОСРОЧНАЯ (в 1-3 сессии) работа психолога – это мастерство использования специальных стратегий. И многие из них будут в этот день представлены Вашему вниманию.

Ну, хорошо, а что же тогда собой представляет работа в режиме ЕДИНСТВЕННОЙ сессии? Ведь нередко клиенты приходят к психологу, твердо решив для себя, что «это только один раз» – особенно те, кого уговорили прийти, а не они выбрали для себя это сами.

Кто-то скажет: «Терапия одной встречи – это чудо».
А кто-то поспорит: «Единственная встреча – это всегда мало».
Мы отвечаем: «Одной встречи всегда может быть достаточно».

Участники данной мастерской смогут узнать и на себе апробировать опыт автора по проведению КРАТКОСРОЧНОГО психологического консультирования.

Мы рассмотрим способы повышения эффективности ПЕРВОЙ и стратегии организации ЕДИНСТВЕННОЙ встречи.

Ведущая мастерской – Наталья Манухина.


«Правда – хорошо, а счастье – лучше?»
Работа с ресурсами в психологическом консультировании и психотерапии

Мастерская-лаборатория

Поиск ресурсов клиента, обретение им ресурсных состояний является безусловной ценностью любой психологической работы. При всем разнообразии психотерапевтических направлений каждое из них прямо или косвенно способно дать возможность клиенту воспользоваться ресурсами для достижения собственных целей и терапевтических задач. Однако при видимой позитивности проблема обращения к ресурсам и их использования не так проста и однозначна.

На этой мастерской предлагается исследовать и осознать некоторые стороны работы с «ресурсным материалом», увидеть скрытые «ловушки» и возможности их преодоления, а также, при желании, поработать с собственными ресурсами, касающимися профессиональной сферы деятельности.

Некоторые предполагаемые темы мастерской:

  • природа и виды ресурсов, для чего они нужны на самом деле, и где их искать;
  • «инварианты» ресурсов – что есть общего «ресурсного» в различных терапевтических школах;
  • реалистичность и экологичность ресурса, когда «правда» лучше «счастья»;
  • что может скрываться за запросом «на ресурсное состояние»;
  • должен ли терапевт все время работать про это… (ресурс), каковы его мотивы, ответственность и «плата» за «счастье» клиента;
  • и другие темы (про ресурс), которые могут возникнуть в результате нашего совместного исследования…

Ведущая мастерской – Мария Магурская.


Психодраматический киносеанс

Эта мастерская – «анонс в действии» замысла, который Бог даст, превратится из отдельных акций в постоянно действующий авторский проект.

Идея проста, и, как ничто под Луной, не нова. Фактически речь идет о ролевом разыгрывании художественных произведений, прежде всего, кинофильмов. Но вот что точно про эту идею нельзя сказать, так это то, что она была предложена как концепция, переведена в культурно-психологическую практику и тем самым использована во всем своем потенциале.

Однако, зачем кому-то нужен этот, как сказала одна острая на язычок коллега, «кинодрамкружок»? Как ведущий я не могу решать за других людей, и предсказывать, что они вынесут из этого киносеанса.

Могу лишь сказать, чему я был особо удивлен, проводя эти «психодраматические киносеансы»: участники оказывались более полно и глубоко осознающими зрителями, чем это бывает обычно, когда фильм обсуждается в жанре интеллектуальной беседы. И, похоже, это их самих удивляло и радовало. Приносило подлинное личное удовлетворение.

Групповая же атмосфера становилась быстро безопасной, так что все различия в группе, «работали» на групповую полноту совместного переживания. И в этом была особая синэнергия.

Возможно, Вы спросите, в чем же здесь «авторство» ведущего? Кино не его, разыгрывают его участники…

Авторство – в обустройстве пространства, заведении интриги и фасилитации процесса.

Кому может быть интересна и полезна эта мастерская:

  • Практикующим психологам и психотерапевтам, которые стремятся расширить диапазон собственных профессиональных инструментов;
  • Начинающим и опытным психодраматистам, которые стремятся интегрировать надёжно работающий метод с иными, далёкими, на первый взгляд, от психологии и психотерапии «вещами»;
  • Тренерам и ведущим групп, которые хотят познакомиться с психодрамой как таковой, с ее возможностями как метода, и ресурсами, лежащими в основе групповых процессов;
  • Всем тем, кто увлечен самопознанием, кому интересен взгляд на себя чуть с «другой точки», «под другим углом»;
  • И тем, кому это просто интересно, ведь мастерская позволяет побыть в роли «сценариста», «режиссёра», как чужой истории, так в чём-то и собственной жизни, а также «актёра», впервые играющего незнакомую для себя роль.

Фильм (или фильмы на выбор участников мастерской) будет предложен ведущим.

Ведущий мастерской – Глеб Лозинский.


«Раз, два! Левой!…» или Профессиональный консалтинг

Лет десять назад запросы на консультирование по выбору профессий поступали в основном от подростков или их родителей. Теперь число лиц старше 30 лет на приеме у профконсультанта растет с каждым днем. Все объясняется просто: чтобы быть ведущими специалистами в наши дни, необходимо иметь два, а то и три образования. Нужно постоянно учиться и быть «в потоке» изменений, видеть и понимать развитие новых тенденций и возможностей. Конкуренция растет, а с ней и запрос на качество профессиональной деятельности. Каким образом помочь специалисту преумножить свой потенциал? Как развить и направить способности в наиболее оптимальное для него русло?

Вот те основные вопросы, которые будут служить фокусами нашей мастерской.

Кроме того, на мастерской:

  • мы познакомимся с методами и техниками профессионального консалтинга;
  • обсудим особенности работы с разными возрастными категориями в профконсалтинге;
  • затронем тему профессиональных ошибок в профконсалтинге, способах их распознавания и методах работы с ними;
  • рассмотрим кейсы и интересные случаи из практики профессионального консультирования.

Ведущая мастерской – Светлана Манухина.


Развитие и использование интуиции

Опаздываю на важную встречу. Вышел, а точнее выбежал из подъезда и вдруг вспомнил, что забыл закрыть дверь. Пришлось вернуться. Бегу дальше и дорогу перебегает черная кошка (ой, кажется, утюг не выключил!), мчусь еще скорее – из-под носа уезжает маршрутка (машина еще вчера сломалась). Невероятными усилиями успеваю почти вовремя и… ну-у, вот, встречу отменили.

Знакомая ситуация, правда? Или такая:

Через 20 минут совещание, а у меня ничего не готово. О чем я думал все это время? По повестке дня я должен первым докладывать о результатах работы! Но внутри какое-то необъяснимое спокойствие. Или даже уверенность, или еще что-то. Даже не знаю что ЭТО, но это есть. И, наверно, поэтому совещание проходит, просто, без скандалов, крика и выговоров.
А бывает и наоборот. И, ой как бывает!…

И действительно бывает, что слабенький и тихенький внутренний голосок твердит не умолкая: «Не ходи туда! Там снег! Снег башка попадет, плохо будет! Ты лучше туда ходи!». А ты гонишь его, стараешься не замечать и идешь прямо по дороге. А через некоторое время оказывается, что дорога, хоть и прямая, но ведет-то назад!

И тут голосочек превращается громовые раскаты: «Ну что? Я же говорил тебе! А ты меня не слушал!»

Эта мастерская-тренинг о том,

  • как смотреть глазами, а видеть умом;
  • как чувствовать верное решение;
  • как услышать правильный ответ на волнующий вопрос, когда информации катастрофически не хватает;
  • как «видеть» будущее и «предсказывать» события…

О тренере:

Дмитрий Сакович, опыт работы в области психотехнологий более 7 лет, исследования в области интуиции – с 2004 года.


Сфокусированная на решении краткосрочная групповая терапия
Презентация метода

«Я покажу тебе ад», – сказал Бог мудрецу. В большой комнате было много людей, которые выглядели жалкими и несчастными. Они сидели вокруг котла с вкусной едой, но не могли есть. У них были ложки с очень длинными ручками, достаточно длинными для того, чтобы дотянуться до котла и зачерпнуть еду, но слишком длинными для того, чтобы эту еду можно было бы положить себе в рот. Люди голодали.
«А теперь я покажу тебе Рай», – сказал Бог мудрецу и перенес его в другую комнату. Здесь все было точно так же, как и в первой комнате. Люди с теми же длинными ложками сидели вокруг котла с вкусной едой. Однако все они выглядели сытыми и счастливыми.
«В чем тут дело?» – спросил мудрец.
«А, – ответил Бог – люди во второй комнате освоили важный навык: они научились кормить друг друга».

Этой хасидской притчей Ирвин Ялом открыл группу онкологических больных. Речь идет о групповой поддержке – великой целительной силе, о важном преимуществе, которое дает групповая работа. По мнению Ялома, групповая сплоченность – это аналог терапевтического альянса между психологом и клиентом в индивидуальной работе. Но для того, чтобы групповая сплоченность зародилась, вызрела, начала приносить плоды, нужно время, иногда значительное. А возможность работать в длительной группе, и возможность такую группу вести есть не у всех и не всегда.

Сфокусированная на решении краткосрочная групповая терапия – изящный, лаконичный и сугубо практический метод, эффективный для работы с группами в образовательных учреждениях, больницах, социальных центрах и т.д.

Основные его принципы:

  • Групповая сплоченность – главный ресурс для работы
  • Четкая формулировка групповой цели, отвечающая потребностям каждого члена группы
  • Внимание к хорошему, к способностям и удачам каждого члена группы
  • Трансформация проблемы в позитивные цели, ориентировка на поиск конструктивных решений
  • Последовательное и конкретное планирование каждого шага по направлению к намеченной цели

Этот метод успешно использовался нами при ведении группы обучающихся системной семейной терапии и группы стажеров, работающих с семьями онкологических больных.

Мы будем рады поделиться с вами своим опытом.

О тренерах:

Люси Львовна Микаэлян – дипломированный специалист: высшее психологическое образование и специализация по семейной психотерапии. Член Международной Ассоциации Семейных Психотерапевтов (IFTA). Сотрудник Института Практической Психологии и Психоанализа.

Елена Викторовна Фисун – практикующий психолог. Высшее психологическое образование, окончила специализацию «Системная семейная терапия». Сотрудник кафедры «Системная семейная терапия» Института практической психологии и психоанализа.

Сайт: www.familypoint.ru


Тайны психодрамы и арттерапии

Использование двух красивейших методов терапии позволяет психологам быстрее и легче установить контакт с клиентом, провести диагностику и осуществить практическую работу. Арттерапия, как уникальный способ взаимодействия с подсознанием, действенна и сама по себе, но в содружестве с психодрамой ее аналитичность, проективность и ресурсы превращаются в волшебство.

Психодрама, обогащенная арттерапией, оживляет движением, вдохновляет звуком и дарит зрение цвету, символам и формам рисунка.

Все это просто и – сложно, но доступно.

Участники мастерской смогут:

  • научиться психодиагностике с помощью арттерапии;
  • попробовать оживить нарисованные темы;
  • найти скрытые ресурсы в цвете и форме;
  • участвовать в художественном путешествии других участников.

Такая работа будет интересна всем, кто хочет глубже понять самого себя и лучше понимать других.

Мастерская нужна только тем, кто хочет развивать творчество в диагностической, консультационой и терапевтической работе.

О тренере:

Инна Чиркова – психолог-психотерапевт, сертифицированный психодрама-терапевт, монодраматист, окончила Институт групповой психотерапии и социального проектирования по курсу «Психодрама, социометрия и групповая психотерапия» под руководством Виктора Семёнова (2002-2005гг), сотрудничала с Институтом аналитической психологи и психоанализа в должности старшего преподавателя кафедры психологии – 2003-2006 гг. Терапевтическая практика и область интересов: индивидуальная психотерапия с 2001 г., супервизирование психологов-консультантов, ведение клиентских и образовательных групп.

Инна Чиркова – является постоянным участником и ведущей воркшопов на Всероссийских конференциях по психодраме и сказкотерапии, имеет публикации в журнале «Психодрама и современная психотерапия».


Эриксоновский гипноз и терапия мысле-образами

Эта мастерская предназначена для врачей, практикующих психологов и психотерапевтов, а также студентов психологических факультетов, интересующихся возможностями интеграции техник Эриксоновского гипноза с техниками телесно-ориентированной терапии и восточными практиками (чжун юань цигун).

В мастерской помимо техник Эриксоновского гипноза и телесно-ориентированных техник будут использованы узко специфические техники, применяемые в восточных практиках, которые могут быть применимы для терапевтического воздействия на физическое, психическое и субъективно переживаемое душевное состояние пациента/клиента.

На мастерской будет:

    • Продемонстрирована смешанная техника, использующая методы терапии мысле-образами (школа чжун юань цигун) и Эриксоновского гипноза.
    • Рассмотрены особые феномены, возникающие при использовании данного метода.
Обсуждены перспективы использования метода у обесценивающих клиентов.
  • Даны рекомендации по развитию специфических навыков.
  • Рассмотрены показания и противопоказания к использованию метода.

Особые условия участия: удобная, свободная одежда, приемлемая для телесно-ориентированной терапии.

О тренере:

Павел Лебедько – гипнотерапевт (эриксоновский гипноз), тренер, врач, аддиктолог, фрилайнсер. Опыт работы в частной практике – 20 лет. Сфера интересов: зависимости и созависимости, тревожные расстройства, психосоматика, семейная терапия. Автор и тренер обучающих и развивающих программ: «Холистическая гипнотерапия судьбы», «Длительная терапия немотивированных клиентов», «Синдром профессионального выгорания», «Интегративная психотерапия психосоматических расстройств» и др.

Обращение тренера:

Многие техники терапии мысле-образами просты в исполнении и могут быть использованы специалистами, которые не практикуют цигун серьезно. Конечно, специалисты, практикующие цигун, будут достигать лучших результатов, но на данном семинаре мы будем рассматривать в большей степени особые возможности, открывающиеся при интеграции данного метода с Эриксоновским гипнозом. Их этих особых возможностей я подчеркну следущее:

  • легкое вхождение в системы внутренних верований большинства людей современного культурного слоя;
  • создание благоприятных условий для контакта специалиста со своим бессознательным, что позволяет легче получать информацию о клиенте на интуитивном уровне;
  • наличие уникальных условий для работы с обесценивающими клиентами.

Супервизорский проект

Идея проекта мастер-классов – супервизий:

Впервые в истории нашего Института состоится уникальный проект – за одну неделю пройдут четыре супервизорских мастер-класса ведущих психотерапевтов, профессионалов высокого класса, мастеров различных школ и психотерапевтических направлений: психоанализа (Марина Арутюнян), психодрамы (Екатерина Михайлова), семейной системной терапии (Наталья Манухина) и гештальт-терапии (Ирина Елисеева).

Необычность проекта заключается в том, что мы предлагаем супервизироваться практикующим специалистам не только в «родном» подходе, но и попробовать получить «картинку» при помощи опытных коллег, работающих в другом терапевтическом направлении.

Почему это интересно?

Для тех, кто уже работает в рамках той, или иной парадигмы это может быть интересно:

  • Потому что такой вид супервизии дает возможность посмотреть на собственную работу с точки зрения, находящейся вне привычного «способа думать» о ней,
  • расширяет и обогащает взгляд на виденье проблемы, терапевтический процесс, предполагаемые цели и задачи,
  • помогает разобраться с трудностями, абстрагируясь, от «технических приемов» и «правильности» метода, в котором Вы работаете,
  • позволяет найти для себя новые ресурсы, познакомится с другими стилями работы,
  • и, кроме того, заявить о себе и о своей работе в профессиональном сообществе в дружественной, поддерживающей и доброжелательной обстановке.

Для начинающих, или тех, кто ещё только задумывается по поводу практического применения своих сил:

    Для Вас — это прекрасная возможность получить или дополнить знание об интересующем Вас методе и присущем ему способе супервизии. Вы также сможете «увидеть» те возможности, которые данный метод предоставляет специалистам, как в рамках собственного направления, так и других терапевтических направлений.

***

Мастер-класс – cупервизия. Гештальт-терапия
«Перестать знать…»

В гештальт-терапии принято относиться к процессу супервизии как к совместному взаимодействию супервизора и терапевта по поводу сделанной психотерапии (Une supervision — Jean — Marie Delacroix).

Как гештальт-терапевт не является экспертом в жизни своего клиента, так и супервизор не тот, кто лучше знает, как нужно и должно «готовить терапию».

Напротив, одним из важных моментов феноменологического подхода, к которому относится и ГТ, является отстранение от знания, откладывание его в сторону на время, чтобы могли появиться новые формы для осознавания происходящего как между терапевтом и клиентом, так и между супервизором и терапевтом.

Жак Блез считает, что «перестать знать – не значит пренебрегать помысленным прежде; это значит заново определять его место как мысли в становлении, а не как заведенного знания… «Перестать знать» – это еще открыться неизвестному, пойти на риск нового».

Экспертная позиция супервизора в ГТ заключается в том, чтобы уметь организовать процесс, позволяющий расширить видение ситуации и стимулировать творческую активность супервизируемого. Как говорил известный философ, «быть-одному» – один из возможных вариантов «бытия-вместе», так и с мышлением, которое организуется как диалог или «мышление-вместе».

Эта супервизорская группа, как раз и будет такой встречей-диалогом с неизвестными людьми и подходами, на которой будут «создаваться и разрабатываться техники и теории, предназначенные для каждого уникального случая».

Среди возможных форм: обсуждение случая с участием группы, супервизия на ведение динамической группы.

Ведущая – Ирина Елисеева.

***

Мастер-класс – супервизия. Психоанализ
«Воспоминания о будущем…»

Все мы – психотерапевты – работаем в пространстве «здесь и теперь». При этом помня о том, что «здесь-и-теперь» для любого человека всегда тем или иным образом связано с «там-и-тогда».

И мы «предоставляем» себя клиенту для того, чтобы он мог прожить свои трудные отношения со значимыми близкими людьми, с самим собой, с жизнью и ее сложностями, – со всем чувством и полнотой, на которые он способен. При этом мы, как и все живые люди, откликаемся на чувства, потребности и желания клиента – это помогает понять, что же с ним происходит в данный момент. Важно только не перепутать наш отклик на его переживания с теми чувствами, которые имеют отношение к нашему «там-и-тогда», ведь это – неизбежная часть настоящей «встречи» с Другим. Психоаналитическая супервизия позволяет не только увидеть объемную, разностороннюю картину происходящего с клиентом в жизни, но и помогает почувствовать, понять, как разворачивающиеся события откликаются в процессе работы в отношениях между клиентом и терапевтом…

И это понимание обогащает обоих. И именно это взаимодействие терапевта и клиента несёт в себе исцеление.

Ведущая:

Марина Арутюнян, Президент Московского психоаналитического общества, действительный член Международной психоаналитической ассоциации (IPA), к.ф.н., до этого – системный семейный психотерапевт, изучавшая психодраматическую работу с психотическими клиентами под руководством А. Жибо.
Обаятельная и доброжелательная, внимательная к деталям, Марина Юриковна умеет «собрать» из них необыкновенно красивую, цельную картину происходящего. Супервизия с ней завораживает и глубиной понимания материала, и неожиданными «разворотами» знакомых событий; это – не только помощь в работе, это еще и большое удовольствие от общения с удивительным, тонким, остроумным собеседником.

***

Мастер-класс – cупервизия. Семейная системная терапия
«Супервизия…»
или «Как учесть всех вовлеченных в проблему?»

Процесс оказания психологической помощи основывается на построении специальных, так называемых терапевтических отношений между специалистом и клиентом. Особенностью их является атмосфера доверия и направленность бесед на решение проблем клиента. При этом специалисту (психологу, психотерапевту, социальному работнику и др.) приходится распознавать и принимать все переживания клиента, опираясь на свои личные качества и профессиональные навыки. Таким образом, специалист становится лицом, с одной стороны, сопереживающим клиенту и в той или иной мере эмоционально включенным в его жизненную проблемную ситуацию. С другой, стороны, он является наблюдателем, максимально нейтральным эмоционально, ищущим имеющиеся у клиента, но не используемые им способы избавления от проблемы. Такую двойственную роль трудно постоянно выполнять, как начинающему специалисту, так и опытному, особенно при большом числе клиентов.

Трудность создают также случаи, когда проблемная ситуация клиента в чем-то совпадает с жизненной ситуацией специалиста.

В этих случаях, как впрочем и во многих других, специалист нуждается в профессиональной помощи коллег, иначе говоря, в супервизии.

Любое наше личное начинание, даже самое позитивное, согласитесь, «вязнет», если его не поддерживает семья. Рассмотрев ситуацию (например, клиентский случай) с точки зрения системного семейного подхода, можно учесть многое и спланировать как свои собственные реакции, так и ход дальнейшей психотерапии.

Как именно это сделать в отношении конкретного случая?

Об этом и пойдёт речь на Мастер-классе – супервизии…

Ведущая – Наталья Манухина.

***

Мастер-класс – cупервизия. Психодрама
«Праздник непонимания»
или От уверенности к со-мнениям: что это было?

Для тех, кто уже работает – давно, недавно, с группами, индивидуально, в жанре психотерапевтическом или не совсем – но работает… И особенно для тех, кому собственный метод не кажется таким уж «чистокровным», а специфика работы не позволяет опереться на четкие правила – «как учили»… Тут-то и пригодится психодраматическая супервизия: ведь нам будет важно понять, что происходило в работе на самом деле, а это всегда – действие.

Наше время ограничено, поэтому важно четко сфокусировать свои сомнения: к счастью, работа всегда дает для них массу поводов. Нас особенно будут интересовать те моменты в работе, когда кажется, что все могло бы быть как-то иначе увидено, понято или сделано.

Слишком уверенный профессионал скучен, а то и опасен.

Сомнения порой мучительны, но могут быть источником творчества и роста.

В реальной работе, особенно когда ее много, мы часто не можем себе позволить роскоши непонимания. На то и супервизия, чтобы себе его разрешить.

Ведущая – Екатерина Михайлова.