Программы представленных мастерских:


Бинокль для психологов

Представьте человека, блуждающего в лесу: под ногами колючки, коряги, в лицо лезут ветки. Куда идти — непонятно. А если забраться повыше — на дерево или холм, — становится яснее, где находишься и куда хочешь попасть. Так и в ежедневных взаимоотношениях (например, в семье): пока ты «внутри» ситуации, полон эмоциями — что делать и зачем — непонятно, а если научиться видеть ситуацию как бы «сверху», в целом, — во многом можно разобраться и найти выход. Такое видение происходящего называется метапозицией.

Основное внимание на нашей мастерской мы уделим процессу выхода в метапозицию. Этот навык — важный инструмент психологической работы для специалистов любого направления. Мы готовы поделиться своим опытом достижения метапозиции в рамках системного подхода, уделив внимание тому, что мешало и что помогало нам это сделать.

Участники мастерской:

  • узнают о закономерностях и способах функционирования системы;
  • получат опыт анализа проблемной ситуации из метапозиции;
  • «примерят» полученные знания и навыки к случаям из собственной практики.

О тренерах:

Люси Львовна Микаэлян — дипломированный специалист: высшее психологическое образование и специализация по семейной психотерапии. Член Международной Ассоциации Семейных Психотерапевтов (IFTA). Сотрудник Института Практической Психологии и Психоанализа.

Елена Викторовна Фисун — практикующий психолог. Высшее психологическое образование, окончила специализацию «Системная семейная терапия». Сотрудник кафедры «Системная семейная терапия» Института практической психологии и психоанализа.


Помоги себе и своим близким профессионально

Обычно психологов учат, что нельзя работать со своими родными, знакомыми и коллегами. Но рано или поздно почти каждый столкнется с ситуацией, когда его профессиональная помощь требуется именно близким, на чьи проблемы и горести смотреть особенно больно. Но… нельзя. Или все-таки можно?

На мастерской будут рассмотрены уникальные разработки автора, позволяющие консультантам оказывать помощь своему ближайшему окружению, сохраняя при этом свою профессиональную целостность, улучшая личные взаимоотношения и не нарушая этических принципов работы психолога.

Для тех, кто уже является профессиональным консультантом, мастерская станет источником новых инструментов — техник, методик, подходов, которые они смогут применять как в своей практике работы с клиентами, так и для профилактики собственного «выгорания».

Ведущая мастерской — Наталья Манухина.


«Игра на выбывание?»

Цель мастерской гештальт-терапевта и тренера Ирины Елисеевой — показать, как:

  • проводить диагностику стратегий, которые люди используют «по привычке», вступая в отношения или возобновляя их,
  • выявлять способности и ресурсы, позволяющие людям договариваться с окружающими, искать компромиссы.

На мастерской будет также обсуждаться вопрос явных и скрытых намерений в отношениях: почему сформулированные желания не всегда совпадают с достигнутым результатом, как распознать задачи, которые на самом деле актуальны для человека, которые он воплощает в жизнь, но — возможно — не осознает этого.

Работа будет построена на примере кейса «Возведение моста», что продемонстрирует возможность использования кейсов и упражнений из арсенала бизнес-тренингов в психологических и психотерапевтических группах.

Ведущая мастерской — Ирина Елисеева.


«Экстремальный дайвинг в тему родительства»

К нам часто приходят на прием родители с «проблемными» детьми. «Сделайте с ним что-нибудь, чтобы он: стал меня слушаться, уважал, перестал дерзить, лучше учился…»

Этот «крик о помощи» одновременно вызывает сочувствие (обычно к ребенку) и раздражение (или гнев), чаще адресованный родителю. Хотя иногда бывает и наоборот.

Как быть со своими чувствами, иногда очень сильными, ведь они захватывают нас и мешают нашей работе, как отделить свои переживания от семейных коллизий пришедших к нам людей.

На нашей мастерской мы хотим предложить вам попробовать разобраться, понять, каковы социальные, культурные корни витающих в нашем обществе «стандартов» в отношении темы материнства/ отцовства/ родительства. Прояснить, как формировались ваши собственные представления о «должном» родительстве, найти собственные уязвимые места (на что вы легче и быстрее всего ловитесь). В процессе мы совершим небольшой исторический экскурс: а какими родители были раньше, в другие эпохи и времена? Соприкоснемся с собственными историями и попробуем побыть в шкуре «незадачливых» родителей.

Наконец, поисследуем, каким образом это знание о себе поможет вам лучше понять клиента и его затруднения.

Ведущие мастерской Мария Федорова и Екатерина Борщева.


…И мучит, и кормит, и учит

Кто же это? Работа! Та самая, на которой, по некоторым статистическим сведеньям, человек проводит треть своей жизни. Психотерапевтический и консультационный опыт все время сталкивается с темой «я и работа», как с терапевтическим материалом. Нашим клиентам необходима «работа про работу»: когда она новая и неизвестная или когда она себя исчерпала, когда там слишком тяжело или когда «уже пора расти» и что-то менять, когда с ней слишком близкие отношения или когда по каким-то причинам нет возможности найти «ту самую любимую и единственную»…

Диапазон задач, с которыми сталкивается психолог, велик: от тренинга социальных навыков до поиска связи с ранним детским опытом. Кроме того, семейные мифы и установки про образование, профессию, работы и заработки, «народная мудрость» про то, как работа «в лес не убежит», «мастера хвалит», «дураков любит», «денежку копит» и т.п., создают обширное поле для терапевтических действий.

На мастерской мы рассмотрим:

  • специфику «производственной тематики» в психотерапии: в каких случаях работа — лишь повод, а в каких надо фокусировать именно эту проблему,
  • способы обходиться с этой тематикой, именно как с психотерапевтической задачей,
  • наблюдения (кейсы) и терапевтические случаи, когда работа становится центральной темой;

обсудим:

  • результаты терапии и их экологичность: т.е. взаимодействие возможных результатов с «правдой жизни» клиента и соответствие их его интересам,
  • а также, возможность использования собственного опыта или его отсутствия: можно ли помочь клиенту и как это сделать, не вдаваясь в профессионально-технические подробности.

Ведущая мастерской — Мария Магурская.


О бедном «……» замолвите слово…
Профессиональная идентичность психолога-практика: наше наследие

«……» — это мы. Непонятно кто. Нас считают модными и ненужными одновременно. Мы амбициозны, но как-то боком. И пребываем в непростых отношениях со всеми своими корнями и истоками — да вот хотя бы с последствиями базового психологического образования, первое оно или «второе высшее».

Кое-что умеем. Обычно любим свое дело. Повышаем, развиваем, совершенствуем. И не вполне отдаем себе отчет в том, какие силы и факторы, кроме личного вклада, определяют наше профессиональное самосознание. Между тем, история профессии и ее конкретные обстоятельства и фигуры живут и действуют где-то в глубине нашей профессиональной идентичности, но как? Не до этого, работы много — если повезло, и с пресловутой «востребованностью» все в порядке. И порой кажется, что «история вопроса» начинается с нас. Так, однако, не бывает.

Темы мастерской:

  • «Психогенеалогия профессии» — отдаленная «семейная история» психолога-практика. Сценарии, семейные секреты и скелеты, стратегии совладания, симптомы «унаследованных профзаболеваний».
  • Отношения с психологической наукой: взаимные претензии, долги, зависть, ревность, любовь…
  • Психолог-практик и эквиваленты социального одобрения (деньги, власть, признание и проч.)
  • Личный путь: как осознается и используется наследие, в чем находится ресурс устойчивой профессиональной идентичности.

Мастерская придумана и будет проведена для психологов-практиков любого уровня подготовки и рода занятий — если они заподозрили, что за трудности развития профессиональной идентичности ответственны не только они сами и готовы исследовать нашу «профессиональную психогенеалогию». Разумеется, не только ради процесса, но и чтобы осознавать, ревизовать, учитывать ее в своей реальной практике.

Что касается процесса, то он может быть местами даже забавным: интересно, кто сыграет Выготского, Лурию или Роджерса.

Ведущая мастерской — Екатерина Михайлова.


Что происходит перед тем, как что-то происходит?

Тому, что происходит сейчас предшествовало что-то другое, но ситуация ПЕРЕМЕНИЛАСЬ, произошел ПЕРЕХОД. От того, как и насколько корректно происходит этот переход, зависит то, что будет происходить потом. И, конечно, психотерапия — это сплошные переходы из одного состояния в другое. Переход из состояния человека, который не знает, чего он хочет, в человека, который начинает догадываться. Переход из состояния человека, который начинает догадываться чего он хочет в человека, который знает, чего он хочет, но еще не уверен, что это стоит соответствующих усилий и т. д.

Этих переходов тысячи и чем лучше терапевт улавливает процесс перехода из одного качества в другое, чем заботливее и терпеливее он помогает клиенту завершать тот или иной этап, тем выше его компетентность и тем легче идет терапия.

Какие этапы терапии будут рассмотрены?

  • Первый контакт с клиентом.
  • Формирование клиентом запроса.
  • Контрактирование и переконтрактирование.
  • Оценка пройденного.
  • А главное — как использовать гипнотические принципы для прохождения этих этапов.

Обсуждение, демонстрации, упражнения и отработка навыков.

Участники семинара научатся более тщательно переходить от одного этапа терапии к другому, замечая маленькие, но чрезвычайно существенные детали.

О тренере:

Павел Лебедько — гипнотерапевт (эриксоновский гипноз), тренер, врач, аддиктолог, фрилайнсер. Опыт работы в частной практике — 20 лет. Сфера интересов: зависимости и созависимости, тревожные расстройства, психосоматика, семейная терапия. Автор и тренер обучающих и развивающих программ: «Холистическая гипнотерапия судьбы», «Длительная терапия немотивированных клиентов», «Синдром профессионального выгорания», «Интегративная психотерапия психосоматических расстройств» и др.


Сбытие мечт

Люди мечтают быть успешными, но иногда при реализации их мечты возникают проблемы и трудности, на преодоление которых уходит большое количество сил и времени.
Психологи-профессионалы имеют достаточно знаний и качественного рабочего инструментария для сопровождения клиента в походе за мечтой, и при этом всегда остаются вопросы:

Какие методики выбрать?
В чем выражаются критерии качественной работы психолога?
Что считать профессиональным успехом?
Что считать истинным запросом клиента?

Основные темы мастерской:

  • Мечта и обыденность — работа с новым форматом реальности, или «как залезть на шкаф»
  • Профессиональные ошибки как зоны роста — неожиданные «ответы в лоб» или куда попало
  • Системные ошибки клиента как «разноцветные грабли»
  • Скромность клиента в формировании запроса: «просите больше, а жизнь поправит»
  • Вера и разум, интуиция и опыт
  • Переформулирование проблем как выход из «прокрустова ложа» догм и стереотипов
  • Техники эффективной настройки
  • Источники жизненной силы
  • Персонифицированные гуманистические принципы
  • Стратегия и тактика успеха

Тренинг ведет психолог-консультант, тренер по карьере Ирина Якович.


Мой трудный клиент

Мой…

Говорят, что каждый терапевт находит «своего» клиента. И наоборот.
Так ли это? Как это у них получается?
Какой из клиентов «мой» и ждет именно меня? И почему?

Трудный…

И когда мы все-таки встретимся, что же мне с ним делать?

Клиент…

Недавно одна из моих «непсихологизированных» клиенток увидела меня в слезах. Каково же было ее изумление, когда она узнала, что «великая и могучая» — тоже живая и переживает свои чувства, имеет свою очень разную жизнь (рассказы об этом и «дележка опытом» не помогала). Плакала я о вещах, схожих по механизму с процессами этой барышни. Это, пожалуй, оказалось одним из самых терапевтичных действий за весь период терапии. Это позволило ей поверить, что она многое может сама. Слава Богу, хватило духа поделиться этим грамотно и со вкусом.

А вот что делать, если «грамотно» и «со вкусом» не получается… Или вовсе не понимаешь, куда и зачем ты попал. А клиент, кроме раздражения, не вызывает никаких чувств. Или — наоборот — большой и преданной любви и желания заботиться и оберегать. Или, что тоже очень «вкусно», ты точно знаешь, что с клиентом происходит и в чем он нуждается именно сейчас. Ведь, когда кто-то из нас попал «в перенос», самому заметить это очень и очень сложно. Мы свято верим, что это он такой.

И еще интересный момент. В тот или иной период жизни терапевта к нему приходят разные типы клиентов. То люди, имеющие отношение к культуре и традициям Востока, то «серия» скрытых алкоголиков, то семьи, желающие завести детей… Порой начинаешь задумываться: «А как это про твою жизнь?» Может быть, что-то есть.

О чем будет воркшоп…

Эта работа может быть интересна не только «волкам» психотерапии (специалистам, практикующим давно), но и потенциальным или только начинающим терапевтам, — всем тем, кому интересно познакомиться со своими «трудными» клиентами. То есть собственными внутренними частями (говоря языком юнгианцев, «тенью»), заинтересовавшими их в нас…

Познакомиться, рассмотреть поближе и, возможно, что-нибудь сделать для себя…

О тренере:

Жанна Владимировна Лурье — психолог, гештальт-терапевт, психодраматист, имеет многолетний стаж работы с детьми и их родителями. Тренер первой и второй ступеней по гештальту и психодраме.


Арттерапевтическая работа с мандалами

  • Использование мандалы как средства аутопсихотерапии. Восточный и Западный подходы.
  • Материалы для создания мандал.
  • Виды мандал: ритуальные, тибетские, энеретические, христианские.
  • Использование готовых матриц мандалы для раскрашивания. Значения формы рисунка мандалы. Диагностика, медитация, центрирование, интеграция как цели работы с мандалой.
  • Создание собственной мандалы клиента — рисуночной, насыпной, инсталляционной — как диагностический и психотерапевтический процесс.
  • Диагностические возможности мандалы при определении экзистенциальной ситуации клиента. «Большой круг мандалы» Джоан Келлог. Значение архитепической символики в работе с мандалой.

О тренере:

Маргарита Равикович — клинический психолог, сертифицированный арттерапевт, телесно-ориентированный терапевт, специалист по психосинтезу, сертифицированный НЛП-Мастер, сертифицированный специалист по трансперсональной психотерапии, участница программы по Гештальт-терапии.

Закончила Московский Государственный Открытый педагогический Университет им. Шолохова по специальности психолог со специализацией по клинической психологии, затем продолжила свое обучение в Институте психотерапии и клинической психологии на базе Российского Государственного Медицинского Университета по специализации «Клиническая психология. Клинический психолог для работы в системе здравоохранения». Параллельно сертифицировалась как НЛП-Мастер, прошла длительные программы обучения по телесно-ориентированной и арттерапии, психосинтезу. Более 6 лет работала в ИПиКП в должности клинического психолога, ведущего индивидуальный прием и психотерапевтические группы, а так же руководителя медицинского отдела Института. В настоящее время является участником 2-й ступени длительной программы обучения по Гештальт-терапии в МГИ.

Успешно работает с невротическими состояниями, тревожными расстройствами, психосоматическими заболеваниями, психологическими травмами, посттравматическими и кризисными состояниями.

В сферу научных интересов входит работа с посстравматическими стрессовыми расстройствами и вторичной травмой у спец. контингента, проблемы психологической адаптации спец. контингента по возвращению из мест прохождения службы или зоны ЧС. А также психологическая реабилитация пострадавших в ЧС — катастрофах, стихийных бедствиях, террористических актах и пр.


«Отбарабанить тренинг с чувством!»

Офф-программа в рамках «Швейцарского ножа» психотерапевта 5.

Возможности перкуссионных инструментов и ритмических техник в тренингах.

Те, кто когда-либо интересовался старинными русскими народными забавами, наверняка слышали про погремушки, трещотки, колотушки и прочие ударные инструменты. А бывают еще кастаньеты, маракасы, дарбука, думбек, джембе, тамтам… И все эти инструменты могут прекрасно работать в тренингах для достижения множества разнообразных целей.

Мастер-класс направлен на развитие у тренера межличностной коммуникативной, адаптивной компетенций и расширения тренерского инструментария, повышения тренерского мастерства, углубление профессионального и личностного самоосознания.

В задачи этого мастер-класса входит:

  • Показать необычные возможности перкуссионных и ритмических техник, которые могут быть полезны, как начинающему, так и опытному тренеру для быстрого создания команды, группы единомышленников, достижения высокоэнергетичного состояния (как форма разогрева участников) с целью решения различных индивидуальных и командных задач.
  • Продемонстрировать взаимосвязь физического и психического статусов, как тренера, так и участников тренинга, и возможностей ими (статусами) управлять.

Планируемые результаты:

  • Каждый участник получит возможность познакомиться с новым нетрадиционным инструментарием для работы с тренинговой группой, а также опыт его применения, как на личностном, так и на межличностном уровне.
  • Мастер-класс также поможет под непривычным углом взглянуть на себя во взаимодействии с окружающими, открыть в себе нечто новое. «Как я действую в контексте группы? Каковы мои тренерские/ лидерские функции и возможности, сильные и слабые стороны? В каком ритме я живу и работаю? Склонен ли я сам генерировать ритм группы, или скорее предпочитаю встроиться в уже существующий ритм?»

Ответы на эти и другие вопросы получат те, кто примет участие в мастер-классе Сергея Щепилова.

Мастер-класс предназначен не только профессиональным тренерам и ведущим групп, психологам и психотерапевтам, но и всем, кто интересуется нетрадиционными способами познания себя и мира вокруг.

О тренере:

Сергей Щепилов — свободно практикующий тренер-фасилитатор, сотрудник Российского Института Открытого Пространства, автор и ведущий уникального тренинга ПОГРЕМУШКИ.


Юнгианский цикл:

Котел Перерождения

Древняя кельтская легенда — пример трансформации в психотерапии.

Мы забыли, что древние тексты создавались не для развлечения взрослых и обучения детей, а как руководство к действию. Мирча Элиаде писал: «Знать мифы значит приблизиться к тайне происхождения всех вещей. Иначе говоря, человек узнает не только то, каким образом все возникло, но также и то, каким образом обнаружить это и воспроизвести, когда все уже исчезнет». Тайны перехода на другой уровень жизни, в период самоосуществления, от «так надо» и «должно» в «мой путь» и «не могу по-другому» описаны в этих текстах. Чтобы осуществить этот переход, необходимы тяжелый труд, страдание и понимание неизбежности перехода.

На мастерской мы будем работать с древней кельтской легендой о рождении барда Талесина. Рассмотрим легенду, как метафору:

  • внешних отношений;
  • взаимодействия внутренних фигур;
  • отношений клиента и терапевта;
  • этапов терапии.

Тренер: Ольга Кондратова.

***

Юнгианская типология личности в обучении и коммуникации

Про то, что все люди и, конечно же, дети, разные, про то, что к каждому нужно найти свой подход, наверняка слышали многие. Существует масса теорий и взглядов на то, как люди воспринимают, перерабатывают и передают информацию. На данном семинаре вам представится возможность познакомиться с одним из подходов — типологией личности Юнга, и научиться практическому использованию этой типологии в работе, как с детьми, так и со взрослыми, как с учениками так и с учителями или родителями.

Участники семинара узнают, что в зависимости от ведущей функции, или типа личности, меняются коммуникативные стили и способы общения. Они почувствуют как, понимание и точная оценка этого позволяют существенно улучшить качество обучения, повысить успеваемость и расширить способности к коммуникации между людьми в самых разных ситуациях, как они дают возможность легче достигать взаимопонимания, уменьшать количество конфликтов и напряжение в общении.

На этой мастерской участники:

  • познакомятся с теорией и методами юнгианской типологии личности,
  • освоят «юнговский» способ мышления в понимании личностных установок и функций психики,
  • получат навыки помощи в обучении детей и взрослых,
  • познакомятся с разными стратегиями обучения,
  • научится анализировать совместимость и динамику отношений между людьми,
  • получите представления о методах юнгианской психотерапии в работе с клиентами разных типов личности.

Данный семинар рассчитан как на специалистов, работающих с детьми, и/или со взрослыми, так и на «обычных» пап и мам, заинтересованных в повышении эффективности и гармоничности во взаимодействии со своими детьми.

О тренере:

Наталья Павликова — сертифицированный психодрама-терапевт, аналитический психолог-консультант. Ведет индивидуальную и групповую юнгианскую психотерапию.

***

«Дитя во тьме» — психодраматическая* работа с теневой стороной архетипа Божественного Ребенка

Puer aeternus… Кто он? Что он хочет? Что с ним делать?

Год Ребенка, день защиты детей, дети индиго… Дитя в современном мире — наивысшая ценность. Множество психологических тренингов и технологий, направленных на принятие внутреннего ребенка. Молодые психологи и психотерапевты нередко попадают в «ловушку» современного мифа о безусловной любви к внутреннему ребенку. Но Пуэр неоднозначен. Он не только рождение нового, развитие, чистота, доверчивость, спонтанность, но и беспомощность, неустойчивость, подчинение инстинктам, пугливость, внушаемость и нарциссизм. Обнаружив эти чувства и качества у себя, наших клиентов, наших детей, мы испытываем растерянность. Разве это ребенок? Да. Ведь все сущее имеет Тень. Так какой он — Теневой Ребенок?

  • Проявление теневой стороны архетипа Ребенка в культуре, психотерапии, повседневной жизни.
  • Переносы и контрпереносы из состояния «Темного Ребенка».
  • Алгоритм психотерапевтического вмешательства в ситуации одержимости темной стороной архетипа Ребенка.

* Юнгианская психодрама — исследует самые глубокие слои психики, отдавая приоритет изучению внутреннему миру человека, перед внешним поведением. Этот удивительный метод как отдельное направление разрабатывался швейцарскими психотерапевтами Х. и Э. Барц, и был с энтузиазмом подхвачен многими практикующими специалистами в разных странах, в том числе и в России.

О тренере:

Юлия Валерьевна Власова — к.п.н., психолог, аналитически-ориентированный психотерапевт, психодраматерапевт.

***

Из «тени бессознательного» на «берег света» с помощью песочной терапии (Sandplay)

Существует миф о Хароне, мрачном старце, перевозящем души с «берега живых» на «берег мертвых». Песочная терапия делает возможным движение в обратном направлении: бессознательные содержания могут попадать на «берег света» в пространстве песочницы. Процесс погружения обеспечивает доступ клиента к самому сокровенному «ядру» чувств, в образах передавая пространство внутреннего мира. В зависимости от направления работы психолога, терапевта или педагога метод песочной терапии будет окрашиваться определенными красками и оказывать воздействие на различные стороны личности.

Песочная терапия продолжает становиться популярной, создаются различные модификации, которые развиваются, используя творческий потенциал психологов и клиентов.

Участники мастерской познакомятся с отличительными особенностями метода, а также с возможностью использовать sandplay как дополнительный инструмент представителями различных психологических направлений.

О тренере:

Виктория Ивановна Андреева — аналитический психолог, преподаватель психологии. Член Профессиональной психотерапевтической лиги.