Программы представленных мастерских:


Playback Мастерская
«ИГРА В не КЛАССИКУ»

Это мастерская для начинающих и практикующих психологов, педагогов, социальных работников, психотерапевтов и студентов психологических, педагогических факультетов и факультетов социальной работы, и просто творческих людей тех, кто хочет расширить свой профессиональный «репертуар» работы с группой, через знакомство с playback – театром и его формами.

Данная мастерская – это:

  • Возможность узнать об истории создания playback-театра его методах, формах и принципах работы
  • Получение опыта участия в playback-театре
  • Знакомство и освоение способов интеграции playback форм с другими групповыми методами психотерапевтической работы
  • Возможность расширить свою профессиональную компетентность в области использования «методов действия» в групповой работе.

Важно:

Чтобы каждый участник, по возможности, принес на мастерскую один любой небольшой музыкальный инструмент (бубен, губная гармошка и т.д.) и платок или кусок ткани любого цвета. Также обязательно иметь с собой одежду, в которой будет удобно двигаться.

Ведущие

Юрий Журин – психолог-консультант, психодрама-терапевт, бизнес-тренер;
Ольга Саначина – бизнес тренер, психолог-консультант, психодрама-терапевт.


Игра в прятки, или за какие маски прячется горе

Если вам нравится психология и вы собираетесь заниматься этим дальше…
Если Вы уже работаете с детьми или со взрослыми…
Если Вы намереваетесь вести консультирование, тренинг или частную практику…
Если вы еще не определились, в каком направлении работать или хотите узнать побольше обо всех направлениях…
Если вы любите общаться или вам это бывает трудно…
Если вы часто сдерживаете свои чувства или они вас захлестывают…
Если вы хотите узнать что-то новое о себе…

Так или примерно так приглашают психологи людей для участия в группах.

Никто не пишет: «Если вас постигла глубокая психологическая травма…», «Если вы испытываете сильную душевную боль…», «Если вы получили глубокие сердечные раны…». Вряд ли кто-либо отзовется на эти слова…

Почему?

Думаю, что ответ прост и очевиден. Страшно. Сталкиваться с болью и горем небезопасно и рискованно. Для этого нужно дерзновение и мужество.

Не так давно СМИ в нашей стране впервые вслух заговорили о необходимости оказания психологической помощи людям, находящимся в состоянии острого горя.

Однако практически в любой долгосрочной работе в тот или иной момент терапевтическая пара сталкивается с темой утраты и потери в жизни человека. Действительно, большинство взрослых клиентов обращаются к психологу, утратив что-либо значимое в своей жизни: значимого близкого, отношения, надежду, здоровье, себя…

«Существует так много непреодолимых внешних препятствий для нашей полноценной жизни: случай, болезнь, страх, вторжение социальных, политических и экономических сил. Мы все стоим перед лицом этих потерь и боремся с ними, кто как может».

Дж. Бьюдженталь

Появление или обострение тех/иных симптомов зачастую связано с той или иной потерей в семье. Об этом свидетельствуют факты семейных историй и генограммы (история рода, зарисованная с помощью определенных символов). И тогда наш клиент…

… «расплачивается» за умершего (например, при гибели кого-то из братьев или сестер),
… «уходит вслед» (так же, как бабушка, болеет диабетом и тает на глазах; так же, как и мама, уходит из семьи от отчима или отца – «ведь мама-то ушла» и т.п.),
… плохо работает/учится, его ругают за это, а он «убивает» себя (наказывает), стучась головой о бетонную стенку собственной квартиры/школы или прыгая из окошка вниз…

Нельзя утверждать, что это единственная причина подобного рода затруднений. Однако опыт подтверждает, что многие вещи связаны крепкими и прочными нитями. Здесь речь идет о горе «хроническом», замаскированном и спрятанном под слоем других проблем.

Этот воркшоп о том, как и каким способом разглядеть Горе. Как за множественными жалобами понять и почувствовать, где и о чем болит на самом деле… Как вовремя опознать проблемное состояние, проявить его в терапевтическом процессе и сделать «мишенью» психотерапии. Возможно, прикоснуться к своим размышлениям и чувствам по этому поводу (думаю, что без этого не получится!).

«…В работе по завершению незавершенных дел, которая происходит в терапии каждого пациента, подводное течение мыслей о смерти непременно выходит на поверхность, если только терапевт готов его заметить».

Ирвин Ялом

О тренере:

Жанна Владимировна Лурье – психолог, гештальт-терапевт, психодраматист, имеет многолетний стаж работы с детьми и их родителями. Тренер первой и второй ступеней по гештальту и психодраме.


Коучинг для интересующихся и практикующих

Мастерская ориентирована на передачу и разбор приемов и техник. Исследование частых тем в коучинге и особенностей как VIP-клиентов, так и людей с локальными деловыми запросами. Управление отношениями, временем, стрессом, эмоциями. Имидж и публичное выступление. Среди этих разных тем и запросов есть то общее, решение чего требует быстрого установления контакта, удержания внимания и интереса, построения отношений в нетрадиционном для психотерапии и тренинга сеттинге, достижение этапного и конечного результата.

К особенностям коучинга относится перенос внимания с проблемы на ресурсы, внимание к процессу, а не результату, дезавтоматизация привычек и стереотипов, прежде чем приступать к новым навыкам.

Для участия потребуется некоторая готовность к риску и искренности, игровая установка и отказ от академического серьеза. Будут исследоваться личные проблемы, отношения с фигурами власти и цензуры, возможности выхода в комикс как систему описания и ассоциативный ряд. Кроме того, будут рассмотрены ролевые техники в коучинге, обмен техниками между коучингом и психотерапией.

Будут приведены кейсы автора, а также по возможности исследован опыт участников в области консультирования, коучинга и психотерапии.

Ведущий – Леонид Кроль.


«Лучше бродить по вершинам холодным и снежным…»
Элементы психологического «альпинизма»
в работе с клиентами с нарциссическими нарушениями

«Репутация» нарциссических клиентов общеизвестна: холодные, недоступные, эгоистичные, самодовольные…Они могут вызывать зависть своей функциональной успешностью, гнев в результате постоянного обесценивания ваших действий, могут пугать проявлением своей агрессии или вызывать чувство вины за то, что вы вдруг сами начинаете злиться на них. Скука, раздражение, а то и отчаянье – целый «букет» безрадостных чувств могут сделать работу тяжелым испытанием.

В результате этого у психолога, терапевта или ведущего группы (не без участия собственных нарциссических тенденций) может возникнуть искушение либо «покорять вершины», либо сдаться перед напором Нарциссической Грандиозности. И в том, и другом случае есть опасность не распознать истинные потребности клиента, не увидеть его подлинные чувства, не ощутить его ранимость и уязвимость. И с чем же тогда работать и что ожидать?

Основные темы этой мастерской:

  • обличия нарциссизма, как отличить Настоящего Нарцисса от тех, кто использует нарциссические защиты;
  • от чего спасают нарциссические защиты;
  • чувства, которые возникают в работе, как инструмент диагностики и основа терапевтических интервенций;
  • как возникают нарциссические нарушения и что не следует делать в консультировании и терапии, чтобы не повторять «ошибки развития»;
  • особенности рабочего альянса и реалистичность терапевтических задач;
  • нарциссический клиент в группе;
  • нарциссические тенденции терапевта, психолога, ведущего группы: бороться или использовать.

Это мастерская для начинающих и практикующих психологов, педагогов, социальных работников и для всех тех, кто хочет лучше узнать и не бояться нарциссических проявлений у своих клиентов и у самого себя.

Ведущая – Мария Магурская.


Мудрость возраста подростков 2

Мастерская «Мудрость возраста подростков 2» – это презентационный семинар по использованию элементов танцевально-двигательной терапии в индивидуальной психологической работе с подростками. Эта мастерская может быть полезна для психологов, педагогов, врачей и всех тех, кто заинтересован больше узнать и понять внутренний мир подростка.

Разобраться в своем внутреннем мире, структурировать его, наполнить красками, дать возможность каждому чувству найти выражение и сделать его видимым – возможно, одна из главных задач подросткового возраста. На мастерской мы будем обсуждать, как помочь подростку выразить свои чувства через движения, осознать и «оживить» их. Главными элементами работы с данной темой будут работа с цветом и движением.

Тема семинара подсказана участниками первой мастерской Марины Бебик, прошедшей в рамках летнего декадника мастерских «Швейцарский нож психотерапевта». В то же время, он является вполне самодостаточным, что открывает возможность принять в нем участие всем, кто заинтересован исследовать предлагаемую тему и прикоснуться к мудрости своего «внутреннего подростка».

О тренере:

Марина Анатольевна Бебик – психолог, танце-терапевт, имеет международное образование по психодраме, групповой терапии и социометрии, участница международной обучающей программы «Play-back theatre». Четырнадцатилетняя индивидуальная и групповая практика работы с детьми, подростками и семьями. В своей работе использует синтез психодрамы, танцевально-двигательной терапии и элементов арт-терапии. Преподаватель Института Практической Психологии и Психоанализа – курса психологического консультирования, преподаватель специализации танцевально-двигательной терапии, сотрудник Международного Психологического Центра «Интеграция», преподаватель групп творческого развития для детей и подростков в Маленьких Творческих Мастерских «Мама».


Парад иллюзий (с их последующим разоблачением)
Cупервизорские группы

Психотерапевт или тренер — тоже человек, и не чего человеческого ему (ей) не чуждо. В частности, не чужды нам фантазии о том, кто перед нами. Более того, есть какие-то черты клиентов, которых мы не любим. Есть также периоды увлечения какой-нибудь диагностической схемой, когда «это» начинаешь видеть везде. Еще есть представления о правильном и неправильном, которые так глубоки, что легко самим себе показаться нейтральным, недирективным и беспредельно толерантным. Хорошо им писать в этическом кодексе, что «ведущий должен не навязывать группе свои ценности, а помогать найти ее собственные»! Хорошо бы хоть знать, что мы навязываем или нет…

Супервизорская группа для любых «хелперов», опытных и неопытных, работающих любыми методами и с любыми контингентами. Посмотрим, каковы же наши «сообщения» вольные или невольные.

Ведущая – Екатерина Михайлова.


Родители «маленького клиента»,
или «Я работаю с детьми = я работаю с родителями»

Данная мастерская повещена работе с родителями в процессе детской психотерапии. Работа детского психолога, психотерапевта, социального работника, педагога, воспитателя, няни – любая работа с «маленькими клиентами» предполагает взаимодействие с родителями, предоставление им «обратной связи» о том что вы делаете, и что происходит с их детьми. Подобная «обратная связь» является существенной частью, если не половиной работы детского специалиста, но часто она недооценивается и\или бывает затруднительной, что непременно сказывается на ее эффективности.

Безусловно, психологический контакт с ребенком играет самую важную роль в психотерапевтическом процессе. Часто можно слышать рекомендации: «Идите к тому-то он(а) хорошо находит контакт с детьми». Однако этого оказывается недостаточно, и многие родители колеблются. Может быть не вслух, может быть вообще бессознательно, но они тоже желают быть услышанными и понятыми.

В ходе мастерской мы будем рассматривать взаимодействие психолог – родитель, способы организации этого взаимодействия, возможности и рамки «обратной связи».

Предполагаю, что учиться тому, что вы уже умеете, не очень интересно. Мы постараемся найти те аспекты работы с родителями, которые вызывают у вас затруднения. Психодраматические техники и тренинг позволят нам на себе попробовать различные техники взаимодействия, прочувствовать возможные сложности, нащупать пути развития навыков работы с родителями.

На мастерской вы узнаете:

  • Как установить контакт с родителями ребенка и зачем нужен этот контакт?
  • Как работать со «сложными» родителями?
  • Как не вызвать ревность у родителей? Как не возненавидеть родителей ребенка?
  • Какие «подводные камни» чаще всего встречаются в работе с родителями?
  • Важно ли для работы с детьми быть родителем самому? Как к этому вопросу относятся родители, доверившие вам своего ребенка? Мифы и реальность, связанные с родительским опытом.
  • Как сообщить о тех сложностях, которые вы обнаружили у ребенка в ходе терапии?
  • Нужно ли мотивировать родителей посещать психотерапевта, в каких случаях и как это делать?

Ведущая – Дарья Крымова.

Кроме того, предполагается творческая атмосфера, игры, поиск свежих неожиданных решений. Замечу, что эта мастерская не является повторением мастерской «Маленький клиент».

Дарья Крымова


Проект «Юнгианские дни»

***

Работа со сновидениями и активным воображением

В семинаре предполагается рассмотреть следующие темы и техники:

Испокон веков людей интересует то, что они видят во сне. Древние люди пытались понять, что стоит за образами их сновидений и есть ли в снах какой-то смысл. Да и сегодня нам не стало понятней, какое из множества объяснений выбирать для себя. Правда ли, что сновидения являются «королевской дорогой» в наше бессознательное? И если правда, то как же стать этими королями, как отыскать дорожку к неизведанным частям своего «Я»?

В этом может помочь метод активного воображения, открытый К. Г. Юнгом. В настоящее время этот мощный инструмент используется многими направлениями психотерапии и психологического консультирования. Главным принципом применения этого метода является принятие и развитие самых разных частей личности и движений души. Существенным преимуществом активного воображения является возможность использования его для саморазвития и самопознания как психолога, так и клиента.

На этой мастерской мы:

  • познакомимся с существами собственных снов и фантазий и попытаемся понять смысл их появления;
  • попробуем проникнуть в мир образов и символов снов;
  • научимся говорить на языке снов и понимать, что наше бессознательное хочет донести до нас в разные периоды жизни;
  • проведем групповую медитацию и обсудим ее результаты.

Ведущая – Елена Блинова

***

Работа с образами в юнгианской терапии

Многие направления и школы психотерапии применяют те или иные формы работы с образами, решая разные задачи. Работа с образами имеет самую широкую сферу применения. Юнгианская парадигма дает наиболее полное основание для исследования символической, смысловой, временной, пространственной, графической и других составляющих образа.

Данный семинар знакомит с различными формами работы с образом при использовании теоретических знаний юнгианской психологии. Основным из достоинств работы с образом является возможность его использования в практике:

  • как со взрослыми, так и с детьми,
  • как в работе с «нормой», так и с «патологией»,
  • как в рамках психотерапии, так и в рамках консультирования,
  • как для решения задач терапии, коррекции, так и для личностного роста и самовыражения.

Работа с образом возможна в различных техниках: в рисунке, в лепке, в сновидении, в песочной терапии, в работе с игрушками и других.

Обучение строится на собственном опыте и предполагает не только теоретическое осмысление, но и «проживание» предлагаемого материала, своеобразный «клиентский» опыт. Участников программы ожидает работа не только с теоретическим материалом, но и анализ рисунков, фотографий и карт Таро с применением теоретической базы аналитической психологии.

На данном семинаре участники познакомятся с теорией и методами юнгианской психологии, освоят «юнговский» способ мышления в понимании личностных смыслов образа и самого себя, получат навыки самопомощи и поддержки близких людей, а также познакомятся с технологиями юнгианской психотерапии для работы с клиентами. Для участников будет любопытным обнаружить юнгианское значение и смысл некоторых общечеловеческих символов и образов и примерить их на себя и своих близких, научиться анализировать различные образы и попробовать расшифровать собственный «багаж» образов. Участники программы получат навыки работы с образами в разных видах терапии и консультирования и с разными активизированными архетипами, что позволит полнее и глубже использовать мудрость бессознательного.

В целом, каждый почерпнет то, что ему необходимо, и каждый найдет, как применить эти уникальные знания в своей сфере.

Ведущие Наталья Павликова и Екатерина Трошина

***

Отражение развития в архетипах Таро

На дворе XXI век, а нас волнуют те же проблемы, вопросы, темы, что испокон веков интересовали наших предков. И ведь, действительно, хочется знать. Все и сразу. А кто ответит на эти вопросы, если не гадалка или всезнающий гуру. И люди идут гадать, увлекаются различными восточными практиками и оккультными науками.

На этом пути многие знакомятся с картами Таро. Что это? Как к ним относится? Только ли это гадание или нечто большее?

С давних времен игры, аналогичные нынешним шахматам, картам, домино были сакральными практиками, связанными с медитацией и прорицанием. Лишь со временем они переродились в способы приятного времяпровождения и добывания денег. Чрезмерная популяризация привела к искажению смысла тайных учений, в которых использовались карты, а зачастую и к использованию с далеко не благими намерениями.

Так почему бы психологу – проводнику в мир души – не овладеть такой древней и к тому же такой красивой философской системой? Для интеграции психологических знаний с Таро идеально подходит концепция юнгианской психологии.

Как участники семинара, вы не только познакомитесь с разными колодами Таро и получите возможность непосредственно соприкоснуться с этой удивительной системой, но и овладеете некоторыми методиками по работе с клиентами.

Применив этот подход, вы сможете поучиться разобраться с жизненными трудностями клиента, а именно:

  • помочь понять на каком этапе жизни он находится,
  • что с ним происходит и куда он движется,
  • немного расширить, через символическое, рамки восприятия окружающего мира,
  • почувствовать связь со многими предыдущими поколениями, которые также задавались этими вопросами, искали и находили.

О тренере:

Дарья Огурцова – юнгианский психотерапевт, Таро-консультант в магазинах «Путь к себе», «Белые облака» и пр.

***

Где я в пространстве мифа?

Что такое личностный миф? Это классический греческий или миф какого-нибудь другого народа, который был в детстве самым любимым или история моей жизни? Может быть это сказка, услышанная мною сегодня, очаровавшая меня, к сюжету которой я возвращаюсь вновь и вновь? Или это герой мифа, в котором я узнаю себя или может быть враг героя, которого я всей душой ненавижу?

Миф – это форма, которую каждый из нас наполняет своим содержанием, каждый из нас видит в мифе что-то свое. Кто-то сопереживает Тезею, а кто-то Минотавру. Но в то же самое время я и Тезей, и Минотавр, и брошенная – принесенная в жертву – избранная богом Дионисом – Ариадна… и Лабиринт – это тоже я.

Мифы можно разделить на мифы создания, рождения и мифы борьбы, преодоления. И, соответственно, с какими трудностями обратился к психологу человек, с таким мифом и будем работать, взаимодействовать, жить. Миф одновременно и вопрос и ответ, и тупик и выход. В мифе можно найти себя прошлого, настоящего и будущего, совершить переходы, умереть и родиться другим, но никогда тем же самым. Это та река, выходя из которой мы каждый раз меняемся, обнаруживая в себе еще что-то.

Миф, как инструмент… Инструмент, который живет вне времени и дает нам шанс прикоснуться к вечному и изначальному, ресурсы мифа неисчерпаемы.

Наш семинар посвящен анализу целостности мифа, поиску ресурса в смене персонажей, в видении противоположностей. На семинаре вы освоите элементы мифодиагностики и мифокоррекции, научитесь опираться на мифологический материал в повседневной работе психолога.

Ведущая – Ольга Кондратова.