контактные телефоныТелефоны: +7 495 917-80-20, +7 495 917-80-28  связатся по E-mailE-mail: igisp@igisp.ru
 
 
О нас |  IAGP |  VIP проект |  Тренинги |  Тренеры |  Расписание

Курс лекций психотерапия в работе с психосоматикой. Лекция третья

Вячеслав Гусев

ПОТРЕБНОСТИ

Как можно было понять из прошлой лекции, если человек1 в состоянии удовлетворять свои потребности, то он здоров. Во всех остальных случаях - болен. Не имеет значения, какие потребности оказываются не удовлетворенными: материальные или информационные. Дефицит и тех других сказывается на физическом здоровье. Невозможно оторвать психику от тела. Отдельные специалисты для души и сомы это также странно как книга - отдельно, а текст, который вы читаете - отдельно.

В обществе и профессиональной среде существует несколько мифов на тему потребностей2.


--------------------------------------------------------------------------------
1 - Если быть более точным, то определение болезни и здоровья предложенное в прошлой лекции подходит скорей всего к любым микро и макросистемам: клетке, органу, семье, стране, человечеству и т. д. Если клетки организма не в состоянии удовлетворять свои потребности - организм не может быть здоровым. Читатель может сам продолжить рассуждения на эту тему.

2 - К слову сказать, потребностей тоже нет, это еще одна номинализация (см. лекцию 1). Под потребностями стоит понимать непрерывно меняющиеся процессы.
--------------------------------------------------------------------------------


Миф первый. Бывают плохие потребности

Не бывает Потребности также нейтральны как электричество. Оно может убить, или согреть ваш чайник. Все зависит от того, как с электричеством обращаются. С потребностями точно также.

Абсолютно все потребности присущие человеческому существу естественны и физиологичны. Тогда откуда же берется этот миф?

Все кто имел дело с маленькими детьми, - знают, что они опасны. Или для себя или для окружающих. Самый ужасающий эксперимент, который можно придумать на эту тему - оставить в помещении без присмотра взрослых человек десять детей в возрасте от трех до пяти лет и предоставить им в распоряжение острые, тяжелые и горячие предметы. Часа через два, может быть позже, дети научатся со всем этим обращаться. Но какой ценой?

Я никогда не делал такого эксперимента. Я делал немного другой. Кажется, Эрик Берн предложил идею регрессивного анализа. Это когда взрослым людям предлагают на некоторое время вернуться в свое детство. Начать вести себя как дети в возрасте до 7 лет. В это трудно бывает въехать, но постепенно детское поведение просыпается. Люди начинают вести себя все более спонтанно… и все более опасно и разрушительно. Совсем как настоящие маленькие дети.

Спонтанность без знаний опасна. Но опасность не в самой спонтанности, а в отсутствии знаний. Стоит для детской спонтанности предложить какое-нибудь русло из знаний, например, объяснить правила любой игры, и спонтанность наполнит это русло, расширит и углубит его, создаст притоки, - произойдет акт творчества. Но это возможно, если предложенное русло достаточно просторно.

Очень часто взрослые поступают по-другому - они просто пресекают опасную спонтанность. И не потому, что они плохие. Просто так принято. Они продолжают традиции. Один из моих учителей американский гештальт-терапевт Тод Берли рассказывал историю об индейском племени, которое живет за счет охоты и ведет кочевой образ жизни. В этом племени новорожденному младенцу закрывают рот ладонью и держат так до тех пор, пока он не прекратит все попытки кричать. Вот оно простое и традиционное для всех культур и народов пресечение спонтанности в чистом виде. Для этого племени важно, чтобы маленькие дети молчали, иначе они распугают животных, на которых охотиться племени. Эти индейцы больше никогда не кричат. Даже взрослые. Даже когда рядом никого нет и не нужно охотиться. Они просто не умеют это делать. Я не знаю, если у индейцев этого племени психосоматика, вполне возможно, что нет. Но в этом случае дети и взрослые этого племени должны иметь что-то другое, для использования возникающего возбуждения, для утилизации той энергии, которая в других культурах происходит за счет крика и плача. Может быть, они пускаются в танец, или плачут беззвучно, или используют какое-нибудь местное зелья для непосредственного воздействия на собственные рецепторы и медиаторы.

Так или иначе, самые разные системы воспитания (точнее люди, которые используют эти системы) блокируют удовлетворение самых разных потребностей ребенка. Когда мой собственный сын родился - он перепутал день и ночь. Ночью этот малыш предпочитал бодрствовать, днем спать. Нам с женой этот график не очень подходил, но судя по всему, он до сих пор естественен. Как мы поступили. Конечно, мы не давали ему спать днем. Так и рекомендуют поступать педиатры. Еще не умея говорить, этот ребенок уже имел не очень подходящую его социальному окружению потребность! Есть что-нибудь плохое в желании спать? На первый взгляд ничего. Это абсолютно естественно. А если спит врач на дежурстве, или солдат на посту. Потребности оказываются плохими, только в контексте ситуации. Плох голод волчицы? Для ягненка да. Для новорожденных волчат - нет.

Пример №4 В список плохих потребностей, в самом деле, может попасть все что угодно. Мой сын годика в 3 решил, что взрослые не писают. Что писают только дети. У него было вполне "научное" обоснование. Он утверждал, что взрослые никогда не писают, поскольку по телевизору этого никогда не показывают. Нам с женой пришлось держать двери в туалет открытыми. Но и это не помогло. Сын решил, что мы неправильные взрослые. Больные какие-то. Остальные правильные и здоровые.

Как мой малыш боролся со своим писаньем? Радикально! Старался не писать, пока не засыпал. Но даже во сне он не писался! Он начинал кашлять! Как только он кашлял, мы его сонного усаживали на горшок. Он писал, не просыпаюсь. А утром был совершенно счастлив. Ему удалось! Придет ли в голову "нормальному" врачу спросить у ребенка, который по ночам кашляет о том, как он писает? Да никогда в жизни!

Если психотерапевт верит, в то, что его клиенту от чего-то немедленно нужно избавиться, не предлагая при этом вникнуть в подлинные интересы клиента, он собирается вместе с водой для купания выплеснуть и ребенка, он не видит за деревьями леса и т. д., какие угодно пословицы на эту тему. Факт остается фактом. За любым даже самым странным поведение кроется подлинная, жизненно важная потребность клиента.

Пример №5 Клиентка заказала работу с курением. Я предложил ей на секундочку представить, что она не умеет курить, что курение каким-то чудесным образом исчезло из ее жизни. И спросил, как ей при этом. Она с удивлением обнаружила, что ей страшно, что ЭТОТ страх гораздо сильнее всех неблагоприятных последствий связанных с курением. Сигарета помогает ей подавить себя, заблокировать свое неуместное (?) возбуждение, которое возникает во всех случаях, когда она хочет выйти из ситуации. Сигарета создает иллюзию выхода! Ей страшно, что она без курения не сможет справиться с собой, что она, например, сбежит из института, в котором совершенно не хочет учиться. Это совсем не та профессия. Но она боится сказать об этом родителям, она боится родительского разочарования. Но родители еще не хотят, чтобы она курила. Она обнаружила, что боится своей тяги к спиртному, что если она перестанет курить, она будет больше выпивать. Ведь ей нужна какая-то анестезия для того, чтобы делать то, от чего ее тошнит. Она обнаружила, что невероятно много курит в институте, и что ей совсем не хочется курить рядом с молодым человеком, в которого она влюблена. С ним ей не нужна анестезия!

Есть что-нибудь плохое в потребности этой девчонки, отказаться от того, что ей не подходит? С точки зрения ее родителей - да. Но ведь они не связывают свое насилие над ней с ее курением. Но ведь индейцы курили трубку мира, для того чтобы остудить свой пыл войны. Они с помощью никотина достигали мира. Когда я задумываюсь о том, какое количество неосознанного возбуждение гаситься с помощью табака - я радуюсь. В мире меньше конфликтов и ссор Человечество курит огромную Трубку Мира! Видимо, оно нуждается в успокоении. Когда я понимаю, какое количество человеческого возбуждения вылетает в трубу - я плачу. Ведь это возбуждение могло быть созидательным! Возбуждение, как и электричество, не плохо и не хорошо. Все зависит от того, как оно используется.

У моей клиентки сталкиваются две прекрасных потребности. Она очень хочет следовать своим путем, и это чудесно. И хочет иметь добрые отношения с родителями. Кто-то против этого возражает?

Но что получается в итоге? Она курит. Поскольку курение легче спрятать, чем уход из института.

Я буду иногда вспоминать в этой книге тибетского учителя Дордже Драдула, например он присутствует в более поздней лекции про печаль. Сейчас я его вспомнил в связи с концепцией изначального добра.

Любой человек взрастает не только в семье, он взрастает в более широком социальном поле. Это поле определяет, в какой форме проявляются те или иные потребности. В истории известны действительные случаи выращивания детей в семьях животных, например волков. Из этих детей не получаются "тарзаны" и "маугли", из них получаются полуволки. Все потребности, присущие человеческому существу направляются в волчье русло. И это оказывается вполне приемлемо для выживания в лесу, но мало пригодно для жизни в социуме. Если говорить языком гештальт-метода - поле определяет феноменологию. Это азы теории. Многие особенности присущие полю, в котором вырос человек, не заметны, они кажутся естественными как процесс дыхание. Говорят, мексиканцы оказываются в изумлении, впервые попадая в Финляндию. И наоборот.

То, что поразило лично меня, так это удивление Дордже Драдула - выходца из другой культуры, при столкновении с нашим "западным" полем. Вот, что говорил он сам:

Я, выходец из традиции, утверждающей присущее человеку добро, при встрече с западной традицией первородного греха испытал чувство сходное с потрясением…. Создается впечатление, что понятие первородного греха не только пронизывает западную религиозную мысль. Похоже, что оно проходит через все западное мышление, особенно мышление психологическое. Пациенты, теоретики и психотерапевты одинаково озабочены идеей некой изначальной ошибки, которая впоследствии порождает страдание - своеобразное наказание за эту ошибку. Оказывается, такое чувство вины или обиды очень распространено. Верят люди по-настоящему в понятие первородного греха или, если уж на то пошло, Бога или не верят, все равно они чувствуют, что в прошлом совершили что-то дурное и теперь несут за это наказание3.

Как это не печально, но я вынужден признать, что поле бывшего СССР, при всей своей "восточности" во многих других вопросах явно принадлежит к "западной традиции первородного греха". Почти вся современная западная медицина направлена на борьбу и уничтожение болезней, а не на поиск поддержку и выращивание здоровья. Хотя ситуация меняется - валеологическая концепция находит все больше сторонников.

Джон Энрайт - один из классиков гештальт-терапии, как-то сказал, что борьба с крепостью способствует укреплению ее стен. Возможно, на Тибете способны лечить любые заболевания именно потому, что не пытаются с ними бороться. Я не раз выскажу в этой книге тем или иным способ следующую мысль:

Болезни - это свернутые крылья!

Смысл психотерапии - спросить человека, не хочет ли он их развернуть?

Я благодарен Александру Лоуэну за все его книги, посвященные любви и радости. Кажется, он первым из психологов кто отказался от "западного" взгляда на природу человека, и предположил, что в основе самых жестоких человеческих черт лежит потребность в любви. Любая потребность человека связана с энергией, если потребность очень сильно блокируется, энергия просто накапливается, это называется катектированием. Если перекрыть русло реки и не оставить никакого протока - река проложит себе дорогу сама, не взирая на людей и селения, которые окажутся на ее пути. Можно ли обвинять реку в жестокости? Или бороться с ней. Ведь это та же вода, что может поить людей и животных и питать поля. Или уничтожить и то и другое. Вот, что пишет сам Лоуэн:

Садист ранит любимого не из злости, а из любви. Многие из тех, кто пережил ужасы гитлеризма, описывали Вильгельму Райху выражение лиц своих преследователей. Это выражение можно охарактеризовать как мольбу о любви и понимании. Казалось, что эти садисты сами были мучимыми людьми, которые пытались освободиться от собственных мук посредством насилия над другими. Для описывающих эти сцены наблюдать их было еще хуже, чем пытки, которые к ним применялись.4

В этой книге будет лекция о признании. О том, что оно витально, для ребенка во всяком случае. Я единственный раз на одной единственной группе провел "садистский" эксперимент. Одна единственная участница решилась побыть пятнадцать минут в зоне абсолютного игнорирования. Суть эксперимента заключалась в том, что остальные члены группы тепло и оживленно общались между собой, а на все ее вопросы, на все ее попытки привлечь к себе внимание отвечали по существу, но абсолютно формально, они общались с ней как с "пустым местом". Она призналась позже, что более тяжелого состояния не испытывала никогда в жизни, если бы эксперимент продолжился, она бы решилась на любое безумство лишь бы выйти из зоны игнорирования. Заодно за эти пятнадцать минут обострилась вся ее психосоматика. Наверное, нет на свете ребенка, который бы не провел часть своего детства в положении этой участницы группы. Одно время я обратил внимание, что моя собственная дочь часто щипает меня. Оказалось, что если я оживленно беседую с друзьями, ей, для того чтобы привлечь к себе внимание, необходимо ущипнуть меня! После физической боли я перестаю быть формальным!

Не найдя способов обращаться со своими потребностями люди их просто отвергают, это напоминает попытку отрезать руки за то, что они не умеют играть на пианино. Кажется, Марк Твен сказал: "Такой вещи как игры на пианино не существует, я сам сто раз пробовал, - у меня ничего не вышло".

Любой клиент с любым заказом будь-то соматическое заболевание, или психологическая проблема экзистенциально отвергает себя. Он отказывает себе в праве на существование с этой проблемой. Если терапевт поддерживает такую точку зрения ему нечего дать клиенту, клиенту нечего взять у такого терапевта. Все, что они могут сделать - осуществить совместное убийство, части личности клиента вместе с теми потребностями, которые за ней стоят. Если бы такое убийство было возможно, клиент не пришел бы к терапевту.


--------------------------------------------------------------------------------
3 - Цитата из книги: Дж. Хейуорд. Путь воина Шамбалы: практическое руководство. - Пер с англ. Т. Науменко. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000, - стр. 22.
4 - Лоуэн А. Секс любовь и сердце. Телеснориентированный биоэнергетический психоанализ любви и сексуальности./ Пер. с англ. С.В. Коледа. - Мн. Изд. В. П. Ильин 1998. - 194 с., стр. 25-26.

Dkey design
 
Поиск: