«Швейцарский нож» психотерапевта 2
лето, 2006 год

Программы представленных мастерских:


Я белый и пушистый, а вокруг война!
или
зачем человеку агрессия?

…Мы, часто слышим мнение: мол, этот человек очень эмоционален и агрессивен. Откуда это суждение, а что другим агрессия не присуща? Вообще можно ли быть не агрессивным, если природа нам дала это состояние? Возможно, это зачем-то человеку нужно?!! Если Вы хотите исследовать тему агрессии вокруг себя и внутри, то в этом Вам поможет тренинг…

Данный тренинг – это:

  • Возможность в комфортной и безопасной среде провести психологическое исследование общественного и личного проявления агрессии
  • Осознать причины агрессивных реакций в актуальной конкретной жизненной ситуации
  • Возможность отреагировать, выразить и переработать в творческой и игровой форме негативные чувства (которые вы оцениваете как агрессивные), которые у вас есть по отношению к каким-то ситуациям или людям
  • Найти личные ресурсы для того, как относится к агрессии, и понимать природу своей агрессии

Для кого эта программа:

Для всех, кто хочет получить для себя ответы на актуальные вопросы, связанные с особенностями человеческих отношений и присутствием в них агрессивных проявлений. Для тех, кто хочет познакомиться с психодрамой, ролевыми играми и методами действия в работе с агрессией.

Ведущий – Юрий Журин.


Вещие Вещи
Работа с символическими предметами

В психодраматической и тренинговой практике предметы используются давно и часто. Пуговицы, раковины, ленты и прочие незатейливые вещицы «берут на себя» важные и порой очень глубокие смыслы, с ними можно не только говорить, но и действовать.

Мастерская посвящается подробному разбору разных возможностей использования предметов – случайных и специально подобранных, «говорящих» и «молчаливых», крупных и мелких. Понимая их функции в терапевтической ситуации, каждый сможет представить себе тот минимум вещей-помощников, который всегда под рукой и всегда подскажет простой и полезный шаг в работе.

Ведущая – Екатерина Михайлова.


Мудрость возраста подростков
Презентационный семинар по психологической работе с подростками

Любой возраст может вызывать самые разные чувства. А возраст подростка – особенно, когда многообразие и противоречие переживаний может быть очень интенсивным как у самих подростков, так и у тех взрослых, кто их окружает, в том числе, и у психологов. Соответственно, работа по нахождению, распознаванию и принятию своих амбивалентных чувств может быть полезна для профессионалов, и позволит прикоснуться к «мудрости возраста подростка». А вопросы участников семинара, которые прозвучат во время «блиц-супервизий», помогут раскрыть новые горизонты тем, связанных с уникальностью этого возраста. Практическая часть работы будет включать в себя сочетание разных методов (психодрамы, ролевого тренинга, танце-терапии, арт-терапии, театральных техник и элементов Cooking-art), Такой синтез методов выбран не случайно. Он может напоминать нам внутренний мир подростка, в котором уживаются чувства и мысли, которые, на первый взгляд, могут показаться «трудносоединимыми». Поэтому, легкость и творчество будут необходимыми «ингредиентами» в создании атмосферы данного семинара.

О тренере:

Марина Анатольевна Бебик – психолог, танце-терапевт, международное образование по психодраме, групповой терапии и социометрии, участница международной обучающей программы «Play-back theatre». 14-летняя индивидуальная и групповая практика работы с детьми, подростками и семьями. В своей работе использует синтез психодрамы, танцевально-двигательной терапии и элементов арт-терапии.

Преподаватель Института Практической Психологии и Психоанализа курса психологического консультирования, преподаватель специализации танцевально-двигательной терапии, сотрудник Международного Психологического Центра «Интеграция», преподаватель групп творческого развития для детей и подростков в Маленьких Творческих Мастерских «Мама».


Другое лицо Неизвестного
Мастерская по работе с гримом

Грим с давних пор использовался людьми для преображения внешности. С его помощью рисовали на своих лицах подобающие случаю и роли выражения, подчеркивая необходимые чувства, эмоции и желания, и скрывая те, которые демонстрировать в данный момент было неуместно.

В стремлении выглядеть определенным образом современный человек все глубже прячет под гримом свое истинное лицо, предъявляя миру подходящие «маски»: интригующие, очаровывающие, пугающие…

Однако иногда невидимое нуждается в том, чтобы быть обнаруженным. Парадоксальным образом грим, предназначенный для того чтобы скрывать, в терапевтическим пространстве помогает почувствовать, увидеть и рассмотреть свои «другие» лица. Техника создания маски позволяет прикоснуться к миру собственных ощущений, чувств, тайных желаний и стремлений.

На этой мастерской вы познакомитесь с техникой, которая позволяет:

  • эффективно работать с клиентами, которые испытывают трудности в выражении своих чувств,
  • бережно и в тоже время результативно обходиться с защитами и обнаруживать, что за ними скрывается,
  • бережно и без лишнего драматизма работать с травмами,
  • незаметно и осторожно запустить у клиента процесс изменений,
  • прикоснуться к своим ресурсам, исследовать свои внутренние профессиональные возможности и обнаружить новые,
  • получать новое, неожиданное и важное знание в творческом терапевтическом пространстве,
  • побудить клиента стать участником и инициатором творческого процесса.

Ведущая – Александра Сучкова.


Правда о Золушке
Мастерская по сказко-драма-терапии

На этой мастерской при помощи театральных и клоунских приемов Вы попробуете реализовать собственное видение известной сказки о Золушке.

Вы сможете исследовать тайные смыслы сказки, побыть режиссером и актером в разных ролях, тем самым по-своему интерпретируя известный сюжет и создавая многомерную авторскую картину.

На этой мастерской Вы:

  • увидите как неожиданно может измениться взгляд на привычную ситуацию и Вашу роль в ней,
  • узнаете как организуют и проводят сказко-драма-терапию;
  • познакомитесь с методами подготовки участников к сказко-драматическому действию;
  • примерите роль ведущего и поймете в чем реализуется принцип нейтральности сказо-драма-терапевта,
  • узнаете как использовать сказко-драматическую сессию в качестве диагностического инструмента отдельных участников и группы в целом для дальнейшей работы.

Мастерская рассчитана на психологов, педагогов, социальных работников, работающих с детьми и взрослыми, а также для бизнес-консультанов, которые смогут использовать полученный опыт в своей работе.

Примечание: для всех, кто хочет использовать сказко-драматическое действие для организации интересного и увлекательного досуга, двери мастерской тоже.

Ведущая – Ирина Баранова.


Играем в куклы, сочиняем сказки
Семинар – презентация по работе с детьми 4-6 лет

В нынешнем веке темп жизни настолько увеличился, что не только родители, но и дедушки, и бабушки много работают, а внуки все больше времени проводят у компьютера и телевизора. Поэтому рассказывание сказок, придумывание историй становится все более редким явлением в семьях, и современный психолог часто играет роль «бабушки-сказочницы».

Первая часть семинара посвящена использованию театральных кукол в психотерапевтической практике для установления контакта с ребенком, развития спонтанности и ролевой гибкости.

Сочинение и разыгрывание сказок требует постоянной практики, поэтому вторая часть семинара станет своеобразной групповой супервизией для тех, кто работает или собирается начать работать с детьми 4-6 лет

О тренере:

Марина Анатольевна Бебик – психолог, танце-терапевт, международное образование по психодраме, групповой терапии и социометрии, участница международной обучающей программы «Play-back theatre». 14-летняя индивидуальная и групповая практика работы с детьми, подростками и семьями. В своей работе использует синтез психодрамы, танцевально-двигательной терапии и элементов арт-терапии.

Преподаватель Института Практической Психологии и Психоанализа курса психологического консультирования, преподаватель специализации танцевально- двигательной терапии, сотрудник Международного Психологического Центра «Интеграция», преподаватель групп творческого развития для детей и подростков в Маленьких Творческих Мастерских «Мама».


Психотерапия в нетрадиционном сеттинге

Эта однодневная мастерская по жанру является супервизорской группой, тема которой – психотерапия в нетрадиционном сеттинге: в непсихотерапевтических ситуациях, в во время бизнес консультирования, в процессе коучинга, или в тот момент, когда осуществляется некое психотерапевтическое воздействие «на бегу». Речь собственно будет идти о том, какой все-таки должен быть сеттинг, как учесть нетрадиционность нарушения, какие есть приемы для этого.

Во время мастерской будут обсуждаться тексты: для этого участники получат некоторые кейсы, описанные автором. Желательно принести свои случаи из практики, изложенные на 2-3 страницах. Предпочтение будет отдано зафиксированному на бумаге. В процессе будут использованы элементы ролевых игр, дискуссий, организованных по разным правилам.

Некоторые вопросы, обсуждаемые на мастерской:

  • Есть ли психотерапия там, где ее нет? Могут ли быть терапевтичными «точечные» воздействия вне психотерапевтического формата? В каких случаях они возможны?
  • Чем плохи общие правила?
  • Какова роль исключений. Как эффективнее учиться у самого себя и клиента.
  • Где границы «дикой», «спонтанной», «несистемной», «неклассической» психотерапии.
  • Какова роль «альтернативных» терминов: психокоррекция, коучинг, тренинг, «мистерия», повышение психологического иммунитета, стресс-менеджмент. Насколько использование этих понятий может быть полезно для Вас, для рекламы, для поиска истины, для публичного поля.

Ориентируясь на индивидуальные запросы и потребности участников, предполагается обсудить возможности некоторых ролевых позиций в консультировании – коучинге:

  • фасилитатор,
  • гид по тому, что бывает,
  • психолог, с представлением о комбинациях встречающихся чувств, психотипах,
  • психолог, дружащий со знаниями и понятиями,
  • носитель афористического знания,
  • библиотекарь, хранитель и систематизатор большого количества «широкой информации»,
  • оказание первой помощи (Существует ли готовая аптечка?),
  • модератор. Тот который не дает решения сам, но помогает с процедурами их принятия.
  • «узкий специалист», например, по осознаванию, активности, «первому действию» и т.д.,
  • инструктор по неопределенности, стремящийся максимально обратить к процессу поиска или хаоса,
  • «хороший контролер», готовый проверять этапы продвижения, подкреплять изменения,
  • инструктор по конкретному навыку,
  • друг или подруга, оказывающий поддержку,
  • «психологический физиотерапевт» – специалист по процедурам («донашиванию», «доласкиванию», формированию внимания, культивированию любопытства),
  • «психологический физиотерапевт» – специалист по процедурам («донашиванию», «доласкиванию», формированию внимания, культивированию любопытства),
  • воспитатель детского сада, работающий с людьми как с «не все время взрослыми»,
  • методолог,
  • шоумен,
  • играющий с нарциссизмом и берущий за позитивную основу иные особенности.

Список, разумеется, открыт. Участники будут не только расширять его, но прояснять соотношение ролей.

Ведущий – Леонид Кроль.


«Страшно, аж жуть…»
Ресурсы терапевта в работе с утратой и травмой

Люди помогающих профессий в своей работе много сталкиваются горем, чужой болью и смертями. Случается, что эти тяжелые чувства, с которыми приходит человек, входят в резонанс с чувствами самого психолога, его жизненным опытом, оказываются слишком близкими ему. Часто хочется спрятаться, поплакать вместе с клиентом, переключиться на другую тему – в общем, поступить по-детски, спрятаться. И дело не только в «непроработанности» терапевта, а в том, что темы боли, утраты, одиночества, смерти универсальны и неизбежно вызывают подобные реакции.

Вы сможете на этой мастерской:

  • найти свои способы «эффективной» работы с тяжелыми темами,
  • увидеть, что со страшным можно работать не обязательно трагично, но и смешно,
  • понять, что работа с горем и утратой не всегда приводит к сгоранию терапевта,
  • научится вовремя отслеживать попытки присоединиться к клиенту в его переживаниях,

А также найти собственные ресурсы и ресурсы клиента, которые помогут ему пережить тяжелые моменты жизни.

Ведущая – Ольга Петровская.


«Время VIP…»
Тренинг VIP-консультирования

Многие психологи мечтают иметь в своей консультативной практике «VIP-клиентов». Работа с теми, кого называют «VIP-клиентами», весьма специфична и сложна. Однако если Вы уже осознали свое намерение приступить к этой трудной, но интересной работе, первый шаг к ней Вы уже сделали. Продолжить движение к выбранной цели Вам поможет эта мастерская.

На этой мастерской мы поговорим о специфике психологического VIP-консультирования, научимся распознавать типы клиентов, поймем:

  • кто такой «VIP-клиент», какие у него психологические особенности;
  • на что следует обратить внимание, что бы быть успешным консультантом;
  • какова «цена успеха».

На мастерской вы:

  • сможете оценивать соотношение уровня притязаний и уровня самооценки;
  • узнаете о различных формах проявления стресса и связанных с ним проблемами;
  • научитесь некоторым приемам психодиагностики;
  • познакомитесь с элементами самоанализа (что такое «внутренний имидж психолога»);
  • оцените роль внимания к обратной связи, как залогу успешной коммуникации;
  • освоите психологическую игру «Пинг-понг» или «Сквош» как модель соотношения пластичности и директивности в поведения психолога;
  • познакомитесь с игрой «Статус-Кво», основанную на модели процесса, посредством которой в наших жизнях происходит изменение и рост, называемую «статус-кво», разработанную Вирджинией Сатир.

Тренинг рассчитан на профессиональных психологов, консультантов, тренеров.

Ведущая – Ирина Якович.


«Почему именно психодрама?»

Первый день мастерской будет посвящен работе по поиску ресурсов, которые скрыты в детстве человека, заключены в его опыте, в его имени, в природе, в сказках… Будут показаны разные способы групповой и индивидуальной работы, использующие психодраму, сказкотерапию и арттерапию. Полученные знания можно будет применять в работе психолога для знакомства (разогрева), диагностики, консультации, терапии.

Второй день будет отведен монодраме: ее особенностям, возможностям и опасностям. Можно будет увидеть и попробовать разные стили, оригинальные и традиционные способы работы в формате индивидуального приема. В этой форме работы сочетаются, с одной стороны, глубина, интуиция, мощь и свобода, а с другой стороны, продуманный расчет каждого слова, движения, бережное отношение к клиенту.

О тренере:

Инна Чиркова работает в психолого-медико-социальном центре педагогом-психологом, старшим преподавателем в Институте аналитической психологии и психоанализа, где ведет курс «Психодрама и ролевые игры в индивидуальной и групповой психотерапии», проводит психодраматические группы и индивидуальные консультации. По образованию психолог, психотерапевт, специализация – психодраматист. В работе активно использует сказкотерапию, арт-терапию.

Основными принципами работы считает: веру в клиента, надежду на психодраму, любовь к жизни.